Эйфман выступил режиссером фильма-балета о Чайковском
Это уже шестая работа знаменитого хореографа для киноэкрана за последние годы. Сняты фильмы-балеты "Анна Каренина", "Евгений Онегин", "Роден", "Братья Карамазовы", "Up & Down". "Перенося свой репертуар на экран, мы преследуем несколько важных целей, - говорит Борис Эйфман. - Прежде всего, это сохранение для последующих поколений спектаклей Санкт-Петербургского академического театра балета. Многие наши постановки после окончания их сценической жизни ушли в небытие именно из-за отсутствия полноценных экранных версий. Жаль, что и многие замечательные балеты советского периода остались только в воспоминаниях и в исторических записях. Кроме того, мы хотим, чтобы искусство театра было доступно той части зрительской аудитории, которая по ряду причин не может посещать наши спектакли".
На две недели ДК имени Ленсовета превратился в съемочный павильон. Корреспонденту "РГ" удалось побывать на площадке. На сцене репетируют артисты. В роли великого Чайковского - Олег Габышев, лауреат премии "Золотая маска".
Звучит музыка из "Лебединого озера". И команды режиссера из зала:
- Девочки-лебеди, отдохнувшие, свеженькие, давайте!
- Олег, ты должен превратиться в лебедя.
Эйфман явно не из режиссеров-деспотов. Не кричит на артистов, ставит задачу не только спокойно, вежливо, а даже ласково:
- Олежик, нужно ощущение, что ты как будто прокаженный... Прижми его к себе, как самое родное, Сережа (это исполнителю партии Двойника Чайковского Сергею Волобуеву - прим. ред.).
- Попробуем снять, ребятки. Внимание! Фонограмма. Камера.
За камерой - знаменитый оператор Юрий Шайгарданов, в прошлом году работавший над киноверсией балета Эйфмана "Up & Down". Этот человек снимал на "Ленфильме" кино с режиссерами Иосифом Хейфицем, Владимиром Бортко, Семеном Арановичем. Среди его работ - сериал "Вербное воскресенье" о жизни балерин. А когда-то он вместе с оператором Георгием Рербергом снимал в Большом театре юбилей великой Майи Плисецкой, четырехактный балет.
- Эйфман хочет снять фильм-балет, а не просто записать спектакль на пленку,- делится оператор. - Здесь меняются занавес, действие, свет, разные движения, укрупнения. С одного дубля не снимешь. Это адский труд для солистов балета: они по 12 часов репетируют, танцуют. Снимаем, например, сольный танец - по шесть точек меняем, а у кордебалета бывает девять перестановок на камеру. Приходится придумывать, как сделать переходные сцены. У нас как в большом кино - сцены идут не по порядку, как написано в сценарии, непоследовательно.
Телевизионный фильм-балет. Этим жанром был славен Ленинград в 1970-80-е годы. Тогда здесь под руководством режиссера Александра Белинского создавались оригинальные фильмы-балеты "Галатея", "Старое танго", "Жиголо и Жиголетта", "Анюта", где снимались Екатерина Максимова, Марис Лиепа, Владимир Васильев, артисты балета ленинградского Кировского театра.
Борис Эйфман первый фильм снял в 21 год на Ленинградском ТВ - "Вариации на тему рококо". Снимал на московском объединении "Экран": "Идиот", "Легенда", "Поединок". "Я снял фильмов 15, - говорит хореограф. - Они разного уровня, качества. Сейчас появились новые возможности для создания фильмов-балетов".
Почему вы просто не записали спектакль из зала, а решили снять кино?
Борис Эйфман: Мы не первооткрыватели жанра "фильм-балет". До нас обращались к нему и, думаю, после нас многие будут делать это. Наша задача - создать пластическое кино, в котором были бы понятны драматургия, психология, характеры. И эмоции могли бы затронуть сердца и души зрителей. Это не трансляция, не фиксация спектакля. Адаптация балетного спектакля для киноэкрана - особый мир, связанный с новой расстановкой акцентов. Наличие монтажа предполагает совершенно иную драматургию, ту, что не увидишь в зрительном зале. Сочетание общих и крупных планов, взаимодействие героев - поворот руки, головы. Мы пытаемся, сохранив хореографию, эмоцию нашего балетного спектакля, создать именно киноверсию. Она во многом отличается от спектакля. Появляются новые мизансцены, новые драматические акценты, даже идеи. На мой взгляд, то, что мы делаем, выходит за рамки наших корпоративных интересов, представляя даже государственный интерес. Наши фильмы уже были показаны в Европе, на международных фестивалях. Далеко не каждый фильм российского производства сегодня настолько востребован в мире, имеет возможность быть показанным на фестивалях. Этот путь перспективен, ведь мы можем общаться с миром, открывая ему наше искусство.
Когда состоится премьера?
Борис Эйфман: Сложно сказать. Две недели ушли на съемки. А вот монтаж - процесс долгий, мучительный. Занимаюсь им в свободное от работы время, а его практически нет. Я же не кинорежиссер, а хореограф, директор театра. У меня много обязанностей и проблем, которые я должен решать ежедневно. К примеру, фильм "Братья Карамазовы" я монтировал два с половиной года.
Где покажете свою новую работу?
Борис Эйфман: Фильм будет выпущен на DVD. Если получится качественная работа, в художественном и технологическом отношении, состоится премьера на большом экране. Но задача у нас иная - создать фильм не для массового зрителя, а для любителей балета. Возможно, круг поклонников этого вида искусства расширится.
Какой следующий балет будет перенесен на экран?
Борис Эйфман: "Русский Гамлет", "Чайка", новые балеты, которые я буду сочинять. Впереди много интересной работы.
Справка "РГ"
Балет "Чайковский" Борис Эйфман выпустил в 1993 году. В 2016 году, к своему 70-летию, поставил спектакль "Чайковский. PRO et CONTRA", усложнив конструкцию постановки и структуру персонажей. Спектакль стал лауреатом Высшей театральной премии Санкт-Петербурга "Золотой софит" в нескольких номинациях. В 2017 году театр Бориса Эйфмана отмечает 40-летие.
Олег Габышев, солист балета:
- Танцуя роль Чайковского, я получаю массу удовольствия, благодаря гениальной музыке, на которую по-особенному ложатся движения. Кино - это другой жанр, по-новому ощущаешь себя на сцене, требуются навыки, опыт. Камера для меня - словно линзы, увеличительные стекла, здесь нужно быть предельно точным и в то же время не сковывать себя, быть эмоциональным, как в спектакле, выкладываться полностью. Наше кино - это попытка создать эталонную запись для будущих поколений артистов, которые могли бы учиться на хореографии Бориса Эйфмана.