Александр Александрович, война и красота, искусство... Как это сочетается?
Александр Васильев: Во-первых, мода, поспешу вас разочаровать, это не искусство, а всего лишь коммерция. Она живет по законам рынка. И особенно интенсивно развивается, как ни цинично это звучит, после войн. Война - рубеж, после которого мода сильно видоизменяется. И главная причина этого - физическое уничтожение большого количества мужчин. Женщины в такой ситуации готовы на эксперимент. Войны, которые пережила страна, оставили в нас неизгладимый след. Поэтому до сих пор наши дамы желают скорее соблазнить, чем выделиться на общем фоне. У нас практически нет эксцентричной моды, которая существует, например, в Лондоне или Париже. Необычно одетый персонаж в Москве - событие просто небывалое, потому что люди хотят быть, как все или не хуже, чем все.
Дай бог, не будет больше большой войны. Куда пойдет мода?
Александр Васильев: Если говорить о мировых тенденциях, то развитие моды завершило свой репродуктивный цикл. Человеческая фигура не поменяется кардинально. Мы остались при двух руках, при двух ногах, с туловищем и головой. И, поверьте мне, все, что можно было скроить на эту конфигурацию, уже было скроено за последние четыре тысячи лет. К концу XX века мода достигла пика возможностей: полного облегания или раздевания. Прибавьте к этому отсутствие прически у женщин, когда все сводится к стрижке. И в цветовом соотношении, и в соотношении фактур варианты тоже исчерпаны.
То есть, говоря политическими терминами, стагнация и застой?
Александр Васильев: Мода будет черпать идеи в прошедших десятилетиях. Сейчас, например, в моде неогранж, стиль начала 90-х. Для нас с вами это пройденный этап, а для молодежи вовсе нет. Четверть века - как раз тот цикл, который проходит мода, чтобы в обновленном виде (новые сочетания цветов, новые сочетания тканей и фактур) вновь стать актуальной. Бывают здесь и революции. Скажем, нынешняя тенденция на использование искусственных тканей и синтетики обернется полным упразднением натуральной кожи и меха как форм воспроизведения одежды. Постепенно будет исчезать вся обувь, сделанная из натуральных материалов, в угоду кроссовкам, кедам, сникерсам и всяким другим видам спортивной формованной обуви. От пушнины как материала в изготовлении теплой одежды тоже вскоре откажутся.
И все же, мода и политика - это что-то придуманное журналистами?
Александр Васильев: Ну что вы! Мода и религия, мода и политика, мода и сексуальность, мода и национальность, мода и климат - все это очень важные разделы развития моды как зеркала истории. Посудите сами: экономический кризис, политические передряги и санкции по отношению к России тут же вызвали к жизни проекты, как сейчас выражаются, по импортозамещению. Активизировались отечественные дизайнеры. Их идеи буквально клубятся, скажем, был объявлен специальный конкурс "Ватник", который посвятили не светской, аристократической русской моде, а решили обыграть лагерную или рабочую одежду... Впрочем, сделать из ватника элегантную вещь очень трудно. Художники их вышивали, приклеивали к ним перышки и меха, выглядело все это очень декоративно, но только как арт-объект...
Главный поставщик международных новостей сейчас - новый президент США. Что вы можете сказать о его манере одеваться?
Александр Васильев: Скажу коротко и политкорректно: он одет очень по-американски. Главный его минус - это прическа. Хотя именно она может стать объектом для модного подражания. Главный плюс - первая леди. К слову, первая леди с модельным прошлым - это уже, наверное, тренд. Я уверен, что все модные журналы будут писать про Меланию Трамп, анализировать ее стилистику, гардероб, прически, макияж, позы и стройность... Я не могу назвать ее красавицей, но она очень фотогеничная, миловидная женщина. Из нее сделают красавицу. И наша ошибка в том, что у нас нет этого "плюса" - первой леди.
Согласны, классический пример политического чутья в моде - это Юлия Тимошенко? Нужно было быть настоящей украинкой - вот вам корона из косы! Стало выгоднее демонстрировать сдержанный европейский стиль, нет проблем: гладкие убранные за уши волосы, графика оправы...
Александр Васильев: Коса была гениальной находкой, в свое время ее скопировали все показы мод, косы вошли в моду только благодаря Тимошенко. Но это не ее изобретение. Подсказали американские имиджмейкеры. Вот что меня всегда удивляет в образе этой женщины, так это то, как армянка по внешности и ментальности смогла стать ярой украинкой. Талантливо сделано.
Сегодня какие события провоцируют дизайнеров на шедевры?
Александр Васильев: Безусловно, история с сирийскими беженцами. Оттенки земли, длинная одежда, свободный силуэт. Шарфы и платки на головах женщин. Штаны-шаровары с низкой проймой, которые мы называем афгани. Обувь с острым носом без пятки. Мода на зеленый и синий - цвета ислама. Восточное влияние пришло в начале 2000-х, начиная с атаки на башни-близнецы в США. Оно остается одним из самых мощных веяний моды.
Итогом региональных конфликтов для моды был стиль "беженка". Писк моды - мужские ботинки, бесформенные пиджаки "с чужого плеча", "огроменные" олимпийки с длинными рукавами, в общем, оверсайз. Мода на дыры, на рваные джинсы: "Бежала, в чем могла". Этот стиль представлен в крупнейших журналах мод: удаляющиеся фигуры в длинных развевающихся платьях в темном лесу или пустыне, оборванные, бегущие куда-то... Сейчас практически нет рекламных кампаний на фоне дорогих автомобилей, гранд-отелей... Это никого сейчас не интересует.
Советские генсеки не были для рядовых граждан примером для модного подражания. Первые леди, за редким исключением, тоже. Следит ли за модой нынешняя власть?
Александр Васильев: Начну с конца. Недавно я узнал, что губернатором Калининградской области стал тридцатилетний человек! У нас молодое правительство. Многие следят за фигурой, занимаются спортом. В хорошей физической форме легче быть элегантным. Что же касается Сталина, Маленкова, Хрущева, Брежнева, Андропова, Черненко, - все это были люди очень взрослые, с фигурами пенсионеров. А грузная фигура придает человеку старомодности. Во-вторых, мужская мода в России всегда была в загоне. Почему-то считалось, что мода - это кокетство женщин. А мужчина пусть будет чуть лучше обезьяны. Хотя каждый из наших правителей сформировал свой конкретный стиль. Они настолько в своем образе законсервировались, что мы легко вспоминаем сталинский френч, курточку-маленковку, вышиванку Хрущева, охотничьи костюмы Брежнева. В конце концов, правитель не обязан быть иконой стиля. Примером для подражания должна стать первая леди. Но как вы правильно заметили, все они подкачали. Кроме Раисы Горбачевой. Стройна, кокетлива. Я бы назвал ее стиль элегантным. Ее одевали отечественные дизайнеры и делали это достойно.
Власть и в моде должна быть патриотичной?
Александр Васильев: За рубежом - это дресс-код. Первая леди США не имеет права носить никого, кроме американских дизайнеров. Английская королева ходит только в английской одежде. Французская бывшая первая леди Карла Бруни одевалась только у французов, будучи итальянкой. Я убежден, наша элита тоже должна носить отечественные костюмы, часы, обувь, душиться отечественными духами. Тем самым развивая российские отрасли промышленности.
Вы носите шапку-"пирожок". Есть фото, на котором точно в такой Никита Сергеевич Хрущев. Вы поклонник стиля 50-х?
Александр Васильев: Я поклонник стиля "зимой ходить по-зимнему". Одеваюсь по сезону, по возрасту и по фигуре. Я же не червонец, чтобы всем нравиться. А тем, кто критикует мой стиль, хочу сказать: я написал 39 книг о моде, защитил диссертацию, получил французский орден "Искусство литературы". Такой же имели Плисецкая, Вишневская, Солженицын, Ростропович, Лифарь, Тарковский... Неплохая компания в плане вкуса...
Кого из перечисленных вы назвали бы эталоном вкуса?
Александр Васильев: Великолепно одевался Сергей Лифарь, выдающийся танцор эпохи Дягилева и долгое время директор парижской Гранд-опера. Элегантными были Галина Вишневская и Майя Плисецкая, муза Пьера Кардена.
Вы встречали людей, которые при таланте и уме были бездарны в умении одеться?
Александр Васильев: Безусловно, есть такие. Обычно это люди научного склада ума. Они настолько поглощены биологией, химией, физикой или космосом, что им некогда помыслить о чем-то другом. Такое реже встречается у людей творческих профессий. Но все же бывает...Вот вы, я вижу, не очень следите за модой... Впрочем, оправа очков, блузочка, выбор сумочки...
Сейчас у меня не лучший период...
Александр Васильев: У нас у всех регулярно случаются не лучшие времена. Ветры, бураны, лесоповалы, - я вас уверяю, все мы без исключения преодолеваем массу всяких невзгод и внутренних переживаний. Есть они и у меня, несмотря на внешнюю звездность. Но надо стараться жить и быть счастливым здесь и сейчас. Это мой вам совет. Потому что другого момента не будет.
Вот вы работаете сейчас в "Модном приговоре"...
Александр Васильев: Это вы к тому, что кто-то "подсидел" Зайцева? Вячеслав Михайлович ушел по болезни, а не потому, что кто-то его выжил.
Нет-нет, что вы, я хотела спросить, как вы оцениваете вкусы наших дам, коль скоро их так много прошло через передачу?
Александр Васильев: Иногда хвалю, иногда "прикладываю". Приговор подразумевает некую кару. Но дело-то не в одежде, а в том, счастлива ли женщина в том образе, который она сама себе придумала. Вот вы...
Ой, опять...
Александр Васильев: ...выглядите, как парижанка. Вот так они и одеваются, во все черное, и стрижки у всех такие же лохматые... Стиль европейской эмансипированной женщины. Комплимент ли это? Не уверен. В наших дамах недостаточно самоуверенности, они живут с оглядкой на Италию или Францию, что там скажут? А я считаю, что нужно быть в таком образе, который поможет найти мужа или друга и обрести лад в семье. А если ходите вы серой французской мышкой или, наоборот, в "леопардах" и "тиграх", но одиноки и несчастны, то это нулевой вариант.