Соответствующие поправки предлагается внести в закон "О противодействии коррупции". Проект подготовлен министерством труда и вынесен на общественное обсуждение.
"Одна из проблем: люди боятся сообщать о коррупции в своей организации, так как опасаются потерять рабочее место, - рассказывает "РГ" член комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Рахим Азимов. - Иногда сотрудники даже вынуждены против воли участвовать в сомнительных схемах, так как отказ может быть негативно воспринят их руководством и стать причиной для гонений. Безусловно, нужно разработать эффективную систему защиты человека, который решится бросить вызов коррупционным порядкам. Пока законопроект находится на стадии общественного обсуждения. Конечно же, важно услышать голос гражданского общества, предложения экспертов, как доработать инициативу". В проекте подчеркивается, что "лицо, сообщившее о коррупционном правонарушении или иным образом оказывающее содействие в противодействии коррупции, находится под защитой государства в соответствии с законодательством РФ".
В первую очередь оберегать человека должна конфиденциальность. Инстанции, получившие ценную информацию, обязаны принять меры, но при этом не должны склонять имя информатора на каждом шагу.
Сигнал можно направить в прокуратуру, правоохранительные органы, а также своему непосредственному начальству. С того момента, как человек бросит вызов коррупции, он получит поддержку государства.
При этом новые меры, естественно, не должны дать карт-бланш жалобщикам и скандалистам. Иначе есть риск, что предложением воспользуются нерадивые работники. Допустим, над кем-то нависла угроза увольнения за лень и неразумение, а он возьми и напиши поклеп, чтобы получить прокурорскую "бронь". Нет, так не получится.
Проект оговаривает, что меры защиты не распространяются на лиц, сообщивших заведомо ложную информацию. Таких, наоборот, надо привлекать к ответу за клевету.
К тому же защита от увольнений и наказаний не будет безусловной. Просто в течение трех лет, пока действует охранная грамота, уволить или наказать человека можно только с разрешения специальной антикоррупционной комиссии, созданной в организации. Если человек - госслужащий, то его вопрос будет разбирать комиссия по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов (аттестационная комиссия). Если же в организации, где служит человек, создание такой комиссии не предусмотрено, то там должен быть сформирован некий коллегиальный орган по противодействию коррупции. Типовое положение о коллегиальном органе по противодействию коррупции будет разработано отдельно министерством труда.
Но - и это принципиальный вопрос - человек не останется один на один со своими коллегами из аттестационной комиссии. Руководство будет обязано уведомить прокуратуру о том, что к человеку из охранного листа появились вопросы. И именно начальство должно будет доказать, что претензии не связаны с активной жизненной позицией подчиненного.
Руководству будет запрещено предпринимать действия, ущемляющие такого сотрудника. Проект перечисляет и запрещает возможные способы испортить жизнь человеку. Нельзя менять порядок и условия предоставления ежегодного оплачиваемого отпуска, условия оплаты труда (надбавки, премии и другие выплаты, в том числе связанные с результативностью его профессиональной служебной деятельности), показатели результативности профессиональной служебной деятельности данного лица и связанные с ними условия оплаты его труда. Так что если человек всегда ходил в отпуск летом, а теперь ему предлагают отдохнуть в ноябре, это будет поводом для разговора прокуратуры с начальством.
"Сегодня государство принимает серьезные меры для борьбы с коррупцией, - говорит Рахим Азимов. - Это большая системная работа, и данная инициатива разработана в рамках поручения правительства России о разработке законодательных предложений по защите лиц, сообщивших о коррупционных правонарушениях".
*Это расширенная версия текста, опубликованного в номере "РГ"