О целях визита в Москву ас-Сараджа и интересах России в стране "РГ" рассказал руководитель Контактной группы по внутриливийскому урегулированию от Государственной думы РФ Лев Деньгов.
Каковы интересы России в Ливии?
Лев Деньгов: Министерство иностранных дел и Государственная дума Российской Федерации придерживаются позиции общения со всеми участниками внутриливийского конфликта, для того чтобы помочь реализовать решения мирного процесса и воссоединить представителей конфликтующих сторон. Визит генерала Халифа Хафтара главнокомандующего армии Ливии со стороны восточной Ливии (несколько раз посещал Россию в 2016 году - прим. "РГ") не является эксклюзивом. Позиция России также предполагает общение с ас-Сараджем, который является президентом и главой президентского совета правительства национального согласия. Его визит демонстрирует намерения России общаться со всеми участниками процесса, чтобы помочь найти какое-то решение. Это не только посредничество. Общение российской стороны с Хафтаром говорит о том, что мы можем склонять его к поиску мирного решения, а не военного. Сам Хафтар позиционирует этот диалог в Ливии как поддержку России, но это не соответствует действительности. Чтобы показать мировому сообществу, что мы не поддерживаем ни одну из сторон конфликта, мы готовы использовать связи с Хафтаром и усадить стороны за стол переговоров.
Ливия является богатейшей страной в Африке - это ни для кого не секрет. Ее называют "вратами в Африку". Нефтяные запасы, запасы газа, полезных ископаемых, золота - до конца не исследованы, но являются масштабными. Это пятая страна в ОПЕК по добыче нефти. Сейчас она восстанавливает тот объем, который добывался до революции, и выходят на новый уровень - до двух миллионов баррелей в сутки. Это будет серьезно влиять на нефтяной рынок всего мира. Две недели назад было подписано соглашение между президентом Национальной нефтяной корпорации NOC Санналла и главой "Роснефти" Игорем Сечиным.
На переговорах в Москве осуждалась борьба с запрещенной в РФ группировкой ДАИШ в Ливии?
Лев Деньгов: Для России это важный вопрос: стараемся искоренить ДАИШ где бы оно не появлялось. Это основной противник правильного существования, правильного представления о мире. Тема борьбы с терроризмом обсуждалась. Хотя более предметный диалог по противодействию террористической угрозе ведется с представителями города Мисурата - основной военной силой. Напомню, что ДАИШ существовал только в городе Сирт, и военное командование Мисураты объединило все свои формирования, для того чтобы выбить оттуда боевиков. До начала 2017 года была успешно завершена операция, и ДАИШ свергли в Ливии. После этого, в январе, контактная группа под моим руководством посещала Мисурату: мы встречались с полевыми командирами, генералами, которые управляют ситуацией. Это отважные люди, готовые наладить диалог с Россией по координации действий и препятствованию ситуации, когда ДАИШ находит в Ливии какую-то новую ячейку и использует ее. Думаю, что до мая мы организуем визит главных военных сил Ливии в Россию, чтобы Министерство обороны с ними контактировало и обменивалось мнениями для эффективного уничтожения ДАИШ в Ливии.
Поднимает ли ливийская сторона вопрос поставок оружия?
Лев Деньгов: Этот вопрос всегда звучит. И Халиф Хафтар, и представители юга, и запада страны неоднократно обращались к России за помощью в вооружении. Но позиция России в этом отношении определена четко и конкретно: пока существует по международным нормам оружейное эмбарго, никаких диалогов по этому вопросу вести мы не будем. Россия уважает международные нормы. Поэтому речь об этом не ведется.
Поток беженцев из Ливии в Европу не прекращается. Эта проблема обсуждается на переговорах с ливийской стороной?
Лев Деньгов: Россия сейчас активно занимается этим вопросом, и мы близки к тому, чтобы найти несколько вариантов решения. Для России важно участие в этом диалоге: мы находимся в Евразии, поэтому важно, чтобы обстановка на Севере Африки в целом сохранялась спокойной. Понятно, что поток мигрантов может спровоцировать различные конфликты, кроме того, вместе с мигрантами в Европу проникают представители ДАИШ. Поэтому миграционный вопрос является одним из ключевых в повестке переговоров.
Представители ЕС участвуют в этом обсуждении?
Лев Деньгов: Активно общаемся с Италией - они хотят сотрудничать с Россией по этому направлению. Общаемся с представителями Германии. В этом заинтересованы все, ведь беда общая. Поэтому со стороны европейцев поступают запросы о том, чтобы мы содействовали в решении этого вопроса.
Уже готовы конкретные предложения?
Лев Деньгов: После визита ас-Сараджа будет организован визит из города Мисураты представителей военного движения в Ливии. Когда мы со всеми ключевыми игроками переговорим и поймем их позиции, то сможем для себя определить тактику дальнейших действий в отношении сотрудничества с Европой и с США - со всеми странами-участниками мирного урегулирования
Справка "РГ"
После революции 2011 года в Ливии началась гражданская война. В 2014 году в стране фактически сложилось двоевластие. Признанное правительство страны находится в городе Тобрук, а непризнанный кабинет - в Триполи. В декабре 2015 года в марокканском городе Схирата было подписано Соглашения по параметрам национального примирения, которое было поддержано резолюцией 2259 СБ ООН. При поддержке ООН в Триполи было создано правительство национального согласия во главе с Файезом ас-Сараджем, которое приступило к работе 31 марта 2016 года. Но парламент на востоке страны его не поддержал.