Этот страшный шестнадцатый год

Рецензии
    12.03.2017, 11:46
Текст:   Юлия Авакова
Ушедший 2016 год стал для кинематографа Ирландии особо значимым и ответственным, так как знаменовал собой столетие Пасхального восстания, в осуществлении и бесславной судьбе которого, словно в зеркале, отразилась судьба всего ирландского народа, с раннего Средневековья подвергавшегося граду ударов судьбы: нашествию викингов, изматывающим междоусобицам и, наконец, беспросветному, многовековому и униженному голодному существованию под пятой британской короны, огнем и мечом выжигавшей язык, культуру, а позднее и веру жителей Изумрудного Острова.

Во многих отношениях неожиданное для англичан восстание было выражением несогласия с политикой островных властей по различным вопросам. Кроме того, именно на это время пришлась широкомасштабная кампания по забриванию ирландцев в солдаты и отправление едва прошедших инструктаж юнцов на континент, сражаться за интересы монархии на фронты Первой мировой. Несогласованность действий между политическими группировками, организовавшими восстание, отсутствие полноценной подготовки, окрыленность далекими от реальности мечтами вылились в полноценный кризис, расколовший страну на две части, кровавые последствия которого терзали ни в чем не повинных граждан вплоть до заключения Соглашения Страстной Пятницы в 1998 году. И неизвестно еще, как предстоящий Brexit отразится на политической жизни северной части острова.

Казненные лидеры восстания, среди которых - Джеймс Конноли, Патрик Пирс, Томас Макдона, Шон МакДермотт, Джозеф Планкетт и другие, оставили свои имена на скрижалях ирландской истории, и именно их героизированные в общественном сознании образы впоследствии вскружат головы многим молодым людям, решившимся повторить их подвиг, только совсем в других условиях, с иными целями и не до конца известными кукловодами.

В силу противоречивой оценки событий тех весенних дней даже в официальной ирландской историографии выход 5-серийного сериала "Восстание" (Rebellion) телеканала RTÉ ожидали с большим интересом. Режиссером данной работы стал финн Аку Лоухимиес, а сценаристом - Колин Тиван. В картине снялись Нив Кьюсак, Чарли Мерфи, Сара Грин, Рут Брэдли, а также Бриан Глисон, сын Брендана и младший брат Доналла Глисонов.

В результате получилась довольно любопытная, местами неоправданно затянутая картина с претензией на показ исторической действительности через судьбы различных персонажей. Для более-менее связного изложения всех существующих точек зрения на произошедшее в повествование пришлось ввести неоправданно большое количество персонажей, характер которых раскрыть за пять часов экранного времени не удалось, отчего их психологические образы страдают одномерностью и незавершенностью. Представители британских властей выглядят откровенно карикатурно - глядя на их беспомощные телодвижения, пресловутую английскую холодность и показное безразличие, не очень сильно верится в то, что их предшественники на тех же должностях еще совсем незадолго до случившегося безжалостно и самоупоенно изводили население вверенных им территорий.

Тем не менее для отечественного зрителя может быть небезынтересным увидеть представителей местного бомонда, старавшихся быть верными слугами Империи, для которых крушение старого порядка, вопиюще несправедливого по отношению к соотечественникам, означало медленный, но неотвратимый конец привычного мира и собственных дней на этой земле. Здесь можно увидеть озаренных романтическими идеалами юношей и примкнувших к ним детей, что во все времена становились первыми неизбежными жертвами кровавых разборок между взрослыми. Идейных бойцов и не менее закаленных военных, дрогнувших перед одним единственным приказом - стрелять в своих.

Особое место в картине занимают женщины: среди них есть мятущиеся суфражистки среднего класса, девочки-отличницы, занимающие почетное место машинисток в администрации властей (хотя последние иначе как оккупационными не назовешь), тронувшиеся умом воительницы, одевающие мужское платье и остригающие волосы, отчаянные многодетные матери и девицы легкого поведения, чей жизненный выбор по замыслу должен означать вынужденность падения и невозможность реализации себя на каком-либо достойном поприще.

Ирландские критики многократно сетовали на то, что правда была куда более горька и менее сентиментально-слезлива, люди - более искренними в своих действиях и определенными в убеждениях. Не обошлось без упреков по отношению к казням - не отказавшись от показа на экране этой линии, создатели картины обошли стороной расстрел Джеймса Конноли, всколыхнувший общественность страны. Революционера принесли на место приведения приговора в исполнение на носилках, и в последние минуты своей жизни он произнес речь, ставшую манифестом освободительного движения: "Считаю, что британское правительство не имеет никаких прав на Ирландию, никогда не имело их, и никогда не будет иметь". Однако для зарубежного зрителя, не погруженного в особенности ирландской полемики по данному вопросу, сериал вполне покажется интересным, достойным и во всем, даже в мелочах, вопиюще не английским.

3.5

Добавьте RG.RU 
в избранные источники