Одновременно все острее становится проблема недофинансирования здравоохранения, граждане высказывают справедливые претензии к недостаточному качеству медицинских услуг, недоступности новых современных лекарств, нехватке высокотехнологичной медицинской помощи и т.д. Тем не менее вновь предлагается уменьшать размер взноса на обязательное медицинское страхование (ОМС), что неизбежно приведет к росту платности в медицине.
Безусловно, развитие здравоохранения тесно связано с модернизацией медицинского страхования, которое должно соответствовать экономическим и социальным реалиям. В частности, оперативно реагировать на внутреннюю миграцию и права граждан в выборе места проживания и получения социальных услуг.
Но несмотря на все декларации о бесплатности медицинской помощи, пока все еще не удалось устранить социально опасный перекос в сторону ее платности. Граждане по-прежнему экономически не защищены и никак не участвуют в контроле стоимости предоставляемых медицинских услуг, их количества и качества. Многие из этих давно наболевших проблем можно было бы решить за счет введения системы персональных медицинских счетов.
При страховании гражданин должен получать персональный медицинский счет, на который государство, работодатель и/или сам застрахованный будут вносить фиксированный платеж, устанавливаемый государством, исходя из стоимости медицинского обеспечения на год. Счет открывается в уполномоченных российских банках, а страхование осуществляют страховые компании либо фонды обязательного медицинского страхования.
На руки гражданин в таком случае получает электронную карточку, которая является одновременно и полисом медицинского страхования, и электронной историей болезни, и платежным документом, с помощью которого пациент сможет оплачивать медицинские услуги.
Целесообразно было бы разделить средства на счете на две части. Половина счета может расходоваться пациентом самостоятельно.
Например, на поликлинические услуги: посещение врачей, консультации, диагностику, лечение, физиотерапию и т.д. Их можно было бы выплачивать непосредственно на приеме в медицинской организации через платежные терминалы банка, установленные в ней, а также в аптеке - на приобретение препаратов, если будет введено лекарственное страхование. При этом тарифы на медицинские услуги и цены на лекарства должны регламентироваться и контролироваться государством. Вторая часть счета может быть предназначена на оплату лечения в стационаре по солидарному принципу в установленном порядке - и это может быть функция страховой компании.
Важнейший вопрос в этой концепции - размер ежегодного фиксированного платежа, который будет устанавливаться государством. При определении потребности системы персональных медицинских счетов в ресурсах можно исходить из расходов на добровольное медицинское страхование (ДМС). Сейчас только на амбулаторные услуги эта сумма составляет около 30 тысяч рублей в год на одного застрахованного. Для сравнения, подушевые нормативы на одного пациента в рамках ОМС на 2017-2019 годы составят от 9,3 до 11 тысяч рублей. Этих денег будет вполне достаточно для того, чтобы, например, в течение года пройти по 10 диагностических и физиотерапевтических процедур, получить 10 консультаций врачей различной специализации и другие услуги.
Но помимо средств, начисленных на персональный счет государством и работодателем, каждый застрахованный мог бы для оплаты медицинских услуг положить на счет и собственные деньги или благотворительные средства. Эти суммы не должны облагаться налогом, а их лимит также должно устанавливать государство.
Счета могут быть накопительными. В реальности частота обращений граждан в медицинские учреждения существенно ниже, нежели в примерных расчетах. Оставшаяся сумма должна переходить на следующий год. В результате те, кто тщательно следит за своим здоровьем, смогут сформировать собственный резервный фонд и оплачивать с его помощью различные профилактические и лечебно-оздоровительные услуги для себя и приобретать лекарства. Разумно было бы открывать семейные счета - в этом случае оставшиеся на счете средства одного из членов семьи можно было бы использовать для лечения, например, детей или родителей по принципу семейной солидарности.
Конечно, эту концепцию следовало бы реализовывать постепенно. На первом этапе можно перевести на систему персональных медицинских счетов работающих неофициально и получающих зарплату "в конвертах" граждан, которые не платят взносы на ОМС. Только платить за такую страховку надо не 3,5 тысячи, как предлагает Минфин России, а реальную сумму страхового покрытия. Тогда по этим категориям граждан расчетный объем поступлений в систему ОМС составит более триллиона рублей. На втором этапе в концепцию можно было бы включать детей и подростков, а это еще около триллиона рублей. Для сравнения: консолидированный бюджет здравоохранения на 2017 год - 3,3 триллиона рублей, из них средства ОМС - 1,73 триллиона рублей. Введение персональных медицинских счетов только для этих двух категорий существенно увеличило бы ресурсы системы здравоохранения, позволило бы наконец выровнять условия оказания медицинской помощи в регионах.
Идея внедрения персональных медицинских счетов постепенно находит признание. Так, НИУ "Высшая школа экономики" включил это понятие в свою концепцию развития здравоохранения. Понятие о накопительных счетах есть и в концепции лекарственного обеспечения, разработанной минздравом. Минфин в прошлом году также поддержал эту мысль. В концепции социально-экономического развития страны, предложенной Комитетом гражданских инициатив, также есть понятие "сберегательный счет". В своих рекомендациях по развитию социальных стандартов предложил ввести персональные медицинские счета Совет Федерации. Предлагали внедрить семейные медицинские счета и депутаты Госдумы.
У оппонентов всегда возникает аргумент: население-де не поддержит эту систему, не будет пополнять счет личными средствами, и система опять окажется дефицитной. Аргумент лукавый - по факту только легальные платежи в системе здравоохранения в 2016 году составили более 500 миллиардов рублей, доля "серых" платежей - еще около 150 миллиардов рублей. Плюс около 800 миллиардов рублей население потратило в 2016 году на покупку лекарств.
Введение персональных медицинских счетов позволит насытить здравоохранение средствами, определиться с гарантиями государства и работодателей и участием граждан в финансировании отрасли, объединить обязательное и добровольное медицинское страхование, обеспечить кратчайший путь денег от пациента до медика, исключить "серые" платежи. Более того, гражданин своим рублем будет контролировать качество и объем оказываемых медицинских услуг, свободно выбирать медучреждения, а те, в свою очередь, будут на равных конкурировать за деньги пациента. Наконец, эти средства, отданные на собственное здоровье, быстрее и лучше любого агитатора убедят граждан России в том, что здоровье - это главная личная ценность.
Владимир Вадимович Гришин окончил Пермский медицинский институт по специальности "лечебное дело", второе высшее образование получил в Пермском государственном университете по специальности "планирование промышленности". Профессор, доктор экономических наук, кандидат медицинских наук (экономика и организация здравоохранения). Является одним из основателей системы обязательного медицинского страхования в Российской Федерации. С 1993 по 1998 год занимал должность первого исполнительного директора Федерального фонда обязательного медицинского страхования (ФФОМС). Под его руководством осуществлялось внедрение в практику Закона "О медицинском страховании граждан в РФ", разработка нормативных и методических документов, организационной структуры и финансовых взаимоотношений всех участников национальной системы обязательного медицинского страхования.