издается с 1879Купить журнал

Смотр у деревни Кадыковки

235 лет назад Екатерина Великая подписала манифест о присоединении к России Кубани, Тамани и Крыма. А в 1787 посетила Крым сама

Гречанки из Балаклавы

Потемкин наверняка знал историю о царице амазонок Фалестрис, которая, покоренная удалью и недюжей силой Александра Македонского, лично прибыла к царю, возжелав иметь от него детей. Но не только поэтому новыми амазонками в спектакле для Екатерины Великой стали гречанки. Светлейший князь хотел намекнуть на то, что у России есть дружественные народы, что греки готовы служить императрице верой и правдой, что восстановление Греческой монархии под протекцией России - не самая фантастическая идея.

  Рота амазонок (так греческих воительниц представляли художники XIX века) встречает императрицу Екатерину Великую. / из коллекции О.А. Хорошиловой.

В марте 1787 года премьер-майор Константин Чапони, командир Греческого полка, расквартированного в Балаклаве, получил от Потемкина приказ сформировать роту амазонок, которую нужно было представить во всей красе уже в мае. Времени почти не оставалось. Нужно было найти женщин, обучить их ружейным приемам, ибо светлейший князь изъявил желание видеть не театральных воительниц на котурнах, а "роту вооруженных женщин". И Чапони решил набрать жен и дочерей подчиненных ему греческих солдат и офицеров. Они все-таки знали военную жизнь.

Командовать ротой, в которую набрали сто дев, назначили Елену Сарандову, супругу капитана Греческого полка.


Тюрбаны от Марии-Антуанетты

Судя по всему, Сарандов и Чапони придумали амазонские костюмы именно на основе формы 2-го батальона Греческого полка. А вот тюрбан из белой материи с блестками и страусовым пером был, скорее всего, предложен кем-то, кто разбирался в современной моде. Ведь похожие "тюрбаны" из благороднейшей тафты, парчи и газа носили королева Мария-Антуанетта, великая княгиня Елизавета Алексеевна, герцогиня Орлеанская, графиня Скавронская, а также французская художница Луиза Виже-Лебрен, которая без устали живописала всех этих модниц.

Впрочем, все это можно только предполагать - никаких архивных документов пока не найдено. Если же свести все архивные данные об амазонской роте воедино, картина представления выглядит совсем не впечатляюще.


Провал красивого "прожекта"

24 мая 1787 года императрица Екатерина Великая в сопровождении императора Иосифа II, светлейшего князя Потемкина и некоторых других лиц прибыла в деревню Кадыковка (ныне Кады-Кёй). Там их уже ждал выстроившийся во фронт балаклавский Греческий полк, и, вероятно, возле них поставили амазонок, одетых в зеленые спенсеры и красные юбки.

Цветами платья они почти сливались со вторым батальоном. Возможно, вид дам был не слишком бодрым и подтянутым. Потому, вероятно, Потемкин и Екатерина не стали обращать внимания своих гостей на греческих воительниц, и поэтому путешественники не успели распознать в единообразной массе солдат роту амазонок (во всяком случае воспоминаний об этом гости не оставили) .

Сама Екатерина тоже не была под большим впечатлением. Когда Потемкин решил показать, как его амазонки стреляют, она расхохоталась, отмахнулась, села в экипаж и умчалась прочь.

Красивый "прожект", как часто бывало у Потемкина, оказался не эффектным. И о нем вскоре забыл сам его автор.

Портрет "капитанши" амазонок Елены Сарандовой-Шидянской.  / "Исторический вестник", 1886 год

Сарандова же чуть позже получила из рук Екатерины Великой бриллиантовый перстень "ценой в 1800 рублей ассигнациями". Амазонской роте выдали 10 000 рублей серебром. На том все и закончилось. Воительницы вновь стали добрыми хозяйками, супругами греческих солдат и офицеров.


"Амазонки" женского батальона смерти Марии Бочкаревой. 1917 год.  / ЦГАКФД

Амазонки 1917 года

Амазонки Екатерины Великой существовали всего один день. Кажется, в костюмной истории России это был первый пример массового переодевания женщин в форменное платье, в котором военный стиль ловко сочетался со светской модой.

Амазонская рота, пусть даже шутливая и "зело маскерадная", стала первым женским формированием военного характера. Много позже, летом 1917 года, возникнут другие - агрессивнее, круче, бойчее. Но даже в них было что-то от галантного маскарада царицы Екатерины.