Над этим итальянским фотографом всегда довлело его близкое родство с режиссером Лукино Висконти. Гастел вспоминает не только, как он у дяди Лукино обедал в компании Теннесси Уильямса и Пабло Пикассо, но и как великий режиссер годами готовился к проектам, как погружался в материал.
Не менее скрупулезен и сам сеньор Джованни, начинавший со свадебных и интерьерных фото, снимков на документы и начавший восхождение к художественной фотографии со съемок для аукционов Christies.
Вот его работа для журнала Donna конца 80-х. Гастел сделал и напечатал черно-белое фото модели, повернувшейся к нему лицом, бросил на фото горсть лепестков, камешков, разноцветной пудры, переснял это все на цвет - вышло произведение в духе арт-нуво.
Съемка начала 90-х на широкоформатный Polaroid по заказу Swarovski: есть модель, но представитель фирмы опаздывает с украшениями. Фотограф начал снимать без "золота-брильянтов", а когда их на другой день привезли - сделал из манекенщицы на фото что-то вроде статуи бога Меркурия, расположив на готовом снимке драгоценные артефакты в качестве крыльев-очков.
Однако техникой "реди-мейд" (использование посторонних предметов в качестве произведений искусства) таланты итальянского мастера не исчерпываются. На выставке в Люмьер-центре собран разный Джованни Гастел. Да, основу экспозиции составляют его работы для фотоагентств и журналов, но по ним видно, что, выполняя заказ, фотограф абсолютную свободен внутри заданной темы.
В сессиях для Vogue Espana обнаженные тела натурщиц смотрятся в найденной Гастелом технике "сепии для полароида" подштрихованными эскизами Леонардо. Женщины в интерьерах в подражание Эдварду Хопперу будто бы написаны на холсте, в них все по-хопперовски ярко, контрастно и без полутонов - Гастелу было интересно, как бы работал американский живописец, будь он фотографом. Сам-то Джованни художник - хотя и фотограф. Однажды, чтобы придать изображениям на полароидных карточках динамики, пока эмульсия не успевала высохнуть, он стал встряхивать вышедшие из аппарата изображения. Фото для Mondo Uomo Magazine смотрятся теперь полуабстрактными живописными миниатюрами.
- Я использую фотографию, чтобы говорить о чудесном, - говорил маэстро, открывая в Москве свои "Каноны красоты". Но и без слов видно: Гастелу больше всего нравится то, что его фотография - вне реальности.