Что мешает созданию экранопланного флота в Якутии

В Якутске третий год стоит на приколе экраноплан "Буревестник-24". Его привезли сюда в 2013-м на испытания. Крылатому речному судну прочили роль первенца якутского экранопланного флота, который позволил бы решить проблему транспортной доступности многих населенных пунктов. Аппарат немного поплавал по реке Лена. Но дело бросили на полпути, не успев понять, как это будет (и будет ли?) работать в условиях Севера.

До 2014 года только и разговоров было, что о создании экранопланного флота, который станет едва ли не панацеей. Но сначала построенный в подмосковных Мытищах "Буревестник" надо было испытать на Лене - летом и зимой, на здешних волнах и торосах, при якутских ветрах и морозах. Было решено поставить его на 700-километровый пассажирский маршрут Якутск - Олекминск, который пока обслуживают стареющие скоростные теплоходы. Однако крайней точкой, до которой дошло это судно, стал расположенный в 85 километрах от столицы республики город Покровск.

В экраноплане что-то сломалось. Для опытного образца - обычное дело. В период испытаний технику ломают, задавая ей сверхнагрузки, чтобы выявить слабые места. Переделывают. Снова гоняют с перегрузками и опять переделывают, пока машина не станет соответствовать заданным условиям. Но в нашем случае чинить почему-то не стали. Вокруг проекта просто наступила глухая тишина.

…В республиканском министерстве транспорта не смогли найти сотрудника, у которого можно было бы выяснить природу этой тишины. Специалиста, ведущего эту программу или хотя бы просто находящегося "в курсе", там не оказалось.

- Идея провалилась. Сейчас экранопланами занимается только один человек, и то на общественных началах, - пояснил пресс-секретарь министерства Виктор Алексеев.

- Аппарат сломался - это провал идеи? - удивился тот самый общественник, исполнительный директор Транспортного союза Якутии Виктор Потылицын. - В России три компании занимаются строительством экранопланов. Плюс к этому делать такие машины собираются на Иркутском авиазаводе. Создается отрасль нового судостроения, экранопланы включены в главный документ - Речной регистр. Если у нас что-то не получилось, это говорит только о том, что нам надо исправлять ошибки и двигаться дальше.

По словам Виктора Федоровича, на ремонт "Буревестника" у частной компании-производителя в тот период просто не оказалось денег. Республика потратила на перевозку аппарата и некоторые работы с ним три миллиона рублей. На завершение программы требовалось столько же, но регион тратиться на чужую технику больше не стал.

- Сейчас у фирмы средства появились, в мае ее представители приедут сюда продолжать работу, - рассказал Потылицын. - Однако вести разговор вокруг одного этого судна неправильно. Во-первых, в стране есть выбор, а во-вторых, аппарат - лишь часть системы, которую надо создавать. Ну покажет "Буревестник" свою пригодность к работе на Севере. А дальше? Где налаживать серийную сборку? В Мытищах не завод - цех. Да и если выберем машину другого производителя, сборку все равно надо вести здесь. Сейчас разработана программа модернизации расположенного под Якутском Жатайского судостроительного завода. В нее бы влиться - самое время! И уже надо идти дальше - прокладывать маршруты, чтобы не пересекаться с обычными речными судами, планировать пункты заправки и обслуживания, да те же радиочастоты определять, на которых будут работать экипажи…

Будь у Якутии экранопланы, не пришлось бы вводить режим ЧС в северных улусах из-за позднего открытия зимников, как это произошло в нынешнем году

Впрочем, главное, как отмечает Виктор Потылицын, - все-таки аппарат, базовое многоцелевое судно, которое впоследствии можно было бы модифицировать под различные нужды. Причем испытано оно должно быть не на Лене (или не только на Лене), а в Арктике. Именно там будет больше всего работы для амфибийного флота.

- Мы нашли такой вариант в Петрозаводске, где на бывших оборонных заводах строят экранопланы "Орион". Предприятие частное, но программа ему задана оборонным ведомством и Минпромторгом России. В качестве базового мы выбрали судно "Орион-15". Подготовили техническое задание для его допроектирования применительно к арктическим условиям.

"Мы" - это Транспортный союз, общественная организация. Прежде чем проект разработанного общественниками техзадания станет юридическим документом, необходимо, чтобы его согласовали госструктуры, он должен пройти госэкспертизу. Кто этим будет заниматься, если "идея провалилась"? Да и нужны ли вообще Якутии экранопланы?

- Конечно, нужны! Я представляю, как они летят над рекой Колымой. Но для начала нужен испытанный, приспособленный к нашим условиям экземпляр. Над этим надо работать. А у нас один человек пытается что-то сделать, а вокруг сплошная говорильня, - эмоционально ответил президент Торгово-промышленной палаты республики Владимир Членов.

Как считает Виктор Потылицын, будь у Якутии экранопланы, не пришлось бы вводить режим ЧС в северных улусах из-за позднего открытия зимников, как это произошло в нынешнем году. Уголь на таких судах, конечно, не повезешь, но тарированное топливо для ДЭС, продукты, медикаменты, пассажиров - вполне.

Производители предлагают любые варианты машин - магистральных, способных на одной заправке доплыть-долететь от Якутска до любого райцентра, маленьких, которые могут выполнять перевозки внутри улуса… Но нет ни одного аппарата, испытанного в Арктике.

А ведь мало испытать. На какие деньги выпускать серию, когда будет создано базовое арктическое судно? Все производители - частники, без госзаказа они собирают машины поштучно. По мнению Потылицына, лучший вариант - войти в программу "Ориона" на условиях софинансирования с Минпромторгом.

- Ведь это нужно не только нам - другие северные регионы тоже с интересом присматриваются к экранопланам. Но делают это с оглядкой на Якутию, поскольку мы стали закоперщиками. Власти республики неоднократно обращались в федеральные ведомства с просьбой о содействии. Прежде находили поддержку, а вот в последнее время что-то не заладилось, - говорит энтузиаст.

"Последнее время" - это после 2014 года. Того самого, когда на полпути остановились испытания "Буревестника" и госструктуры Якутии потеряли к ним интерес. Не оказалось ли это судно лежачим камнем, под который перестало течь из Москвы?