Поделиться

    Новую атомную подлодку "Казань" подготовили к спуску на воду

    Сплав интеллекта и подводной мощи явит миру многоцелевая АПЛ "Казань", которую выводят сегодня из стапельного цеха "Севмаша". Она построена по модернизированному проекту 885М "Ясень-М" Санкт-Петербургского МБМ "Малахит" и прокладывает дорогу еще как минимум четырем подводным крейсерам с такими же возможностями.

    О том, что заводская премьера "Казани" состоится в пятницу, 31 марта, еще накануне официально сообщил представитель департамента информации и массовых коммуникаций Минобороны России по ВМФ капитан I ранга Игорь Дыгало. По его словам, в церемонии примут участие представители главного командования ВМФ России, командования Северного флота и Беломорской Военно-морской базы, официальные лица из Объединенной судостроительной корпорации и, конечно, экипаж нового корабля вместе с его создателями.

    "Российская газета" внимательно следит за судьбой этого важного для ВМФ проекта. И сегодня имеет смысл напомнить, что самый первый "Ясень", заложенный еще во времена СССР по проекту 885, дожидался своего часа на стапеле 17 лет. Под именем собственным "Северодвинск" он был спущен на воду в 2010 году, прошел многочисленные испытания и с 2014 года несет службу в составе Северного флота.

    АПЛ "Казань", заложенная в июле 2009-го уже по модернизированному проекту 885М как головной корабль в серии "Ясень-М", время нахождения на стапеле сократила вдвое. Хотя восемь лет - тоже, согласитесь, срок не детский.

    Обращаю на это внимание, чтобы подчеркнуть: идущие следом за "Казанью" корабли того же проекта закладывались на "Севмаше" с интервалом в один год: 2013 - "Новосибирск", 2014 - "Красноярск", 2015 - "Архангельск", 2016 - "Пермь". По словам генерального директора верфи Михаила Будниченко, это обеспечило загрузку производственных мощностей и создало необходимые условия для более планомерной и предсказуемой работы с контрагентами и поставщиками оборудования.

    Военно-морской флот, который эти корабли заказал и оплачивает их постройку, вправе рассчитывать, что сходить со стапеля и передаваться в боевой состав они будут так же ритмично, как и закладывались. И стоимость при серийном строительстве надеются "оптимизировать", как выражаются финансисты, имея в виду сокращение издержек.

    Генеральный директор конструкторского бюро "Малахит" Владимир Дорофеев, с которым корреспонденту "РГ" удалось связаться накануне, такое понимание разделяет. А в отношении "Казани", предстоящих ее испытаний и сроков ввода в боевой состав высказался вполне определенно.

    - Корабль будет сдан в следующем году. Такие обязательства "Малахита" и "Севмаша" обусловлены контактом с ВМФ: испытания нужно завершить в установленные сроки. Мы, безусловно, максимально используем опыт, полученный в период испытаний первого "Ясеня". Это касается и технических вопросов, и организационной стороны дела. Думаю, испытания "Казани" не займут столь длительное время, как это было на головном заказе.

    Ранее генеральный директор "Малахита" отмечал, что расширенные испытания, а затем почти два года опытной эксплуатации многоцелевой атомной подводной лодки проекта 885 "Ясень" себя оправдали. А потребовались они потому, что на этом корабле установлено более двадцати опытных образцов оружия и вооружения, автоматики и технических средств. И каждая система испытывалась по собственным программам отдельными межведомственными и государственными комиссиями. Были, в частности, произведены пуски десяти ракет из двух ракетных комплексов - "Калибр" и "Оникс", десяти торпед различных типов, испытаны практическими пусками средства самоооброны.

    В итоге расчетные характеристики, заложенные в проект корабля, "превратились в объективные показатели". И они, по словам Дорофеева, говорят о том, что "Ясень" полностью состоялся как боевой корабль.

    Официальных данных о его стоимости в открытых источниках нет. На прямой вопрос "Российской газеты" в МБМ "Малахит" дали понять, что "она существенно ниже, чем у американских ПЛА типа Virginia и SeaWolf". А по боевым возможностям им не уступает.

    Досье "РГ"

    Особая архитектура кораблей серии "Ясень" делает их не похожими на те, что ранее строились. Торпедные аппараты калибра 533 мм расположены не в носовой части АПЛ, а по бортам корабля, в районе ограждения выдвижных устройств. За ограждением находятся восемь вертикальных ракетных шахт. Возможность комбинировать ракетное вооружение обеспечивает гибкость в выполнении боевых задач - от борьбы с субмаринами и поражения стационарных наземных целей до уничтожения всех типов надводных кораблей противника крылатыми ракетами комплексов "Калибр" и "Оникс". Как уверяют создатели, многоцелевая атомная подводная лодка проекта 885 "Ясень" способна применять все находящиеся на вооружении ВМФ России крылатые ракеты морского базирования.

    Поделиться