В последнее время петербуржцы видели несколько постановок "Дяди Вани": в Северную столицу привозили спектакли Туминаса, Кончаловского, Михаила Бычкова (Камерный театр Воронежа). Театралы со стажем помнят, конечно, "Дядю Ваню" Товстоногова (БДТ, 1982 год).
В репертуаре Театра имени Ленсовета - постановка Бутусова "Три сестры", за которую присуждена "Золотая маска". Ждали, как зазвучит другой хрестоматийный текст нашего классика "о крахе иллюзий", "драма будничной жизни", как режиссер-экспериментатор интерпретирует "сцены из деревенской жизни" про чудаков ("кругом тебя одни чудаки, сплошь чудаки", - говорит доктор Астров). Почему на программке чеховской пьесы появились портреты Шопенгауэра и Достоевского?
Рассказывать, как Бутусов на этот раз поставил Чехова, не стоит, неблагодарное дело. Зритель решит сам, интересна ли ему такая интерпретация классического сюжета. Критики, конечно же, подробно расскажут (и уже рассказали) обо всех нюансах спектакля, так что сценических сюрпризов для следящего за прессой зрителя практически не осталось. И все же нового "Дядю Ваню" надо смотреть и думать самому. А вдруг, если вы не были поклонником бутусовского творчества, именно на этом спектакле вольетесь в ряды фанатов? Поэтому предоставим слово создателям спектакля.
Народный артист России Сергей Мигицко (его герой - отставной профессор Серебряков) признался, что не смотрел эти новые постановки:
- Когда я приступаю к новой работе, стараюсь забыть все, что видел по поводу этого произведения. Мне интересно сделать новое с режиссером, который что-то задумал. Я никогда не играл на сцене Чехова, так что у меня премьера (был только опыт нескольких инсценировок рассказов в театральном институте и на телевидении).
В роли "дяди Вани" (Войницкого Ивана Петровича) - заслуженный артист России Александр Новиков. Актер поделился с корреспондентом "РГ" своими мыслями:
- Думаю, что главная интрига нашего спектакля заключена в дуэте Чехов-Бутусов. Отчаяние, одиночество, невозможность докричаться - темы, на которые Юрий Николаевич очень любит говорить в своих спектаклях, и пьесы Чехова - это, наверное, лучшее, что может предложить мировая драматургия для подобных разговоров. Мы репетировали "Дядю Ваню", испытывая к этой пьесе невероятную нежность, но хороший спектакль никогда не может быть пересказом сюжета пьесы. Спектакль - это схватка режиссера с пьесой, в результате которой должен возникнуть некий сверхсюжет. Главное чудо репетиций Бутусова - невозможность узнать пьесу, которую вроде знаешь всю жизнь, и возможность услышать вдруг, что все в этой пьесе оказывается вообще не так, как почему-то всегда казалось. Любой артист, работающий с Бутусовым, знает невероятную степень свободы на его репетициях, и превращение собственного вольного рисунка в строгую конструкцию готового спектакля - это тоже невероятное чудо! Признаюсь, мне кажется, что Чехов - самый бутусовский писатель, и рискну предположить, что Антон Палыч был бы счастлив, увидев бутусовские спектакли по своим пьесам. Я бы пожелал нашему "Дяде Ване" зрителя, идущего в театр не ради узнавания сюжета пьесы, зрителя, любящего в театре быть удивленным.
- Это мой второй опыт работы с Юрием Николаевичем (первый - "Город. Женитьба. Гоголь"), - рассказал Сергей Мигицко. - Иногда я не со всем с ним согласен. Его репетиции - тяжелый процесс, но очень интересный, необычный, непохожий ни на что. Бутусов работает эксклюзивно, как никто другой. Я бы советовал каждому артисту пройти этим путем, а зрителям - посмотреть "Дядю Ваню".
В спектакле также заняты народный артист России Евгений Филатов (доктор Астров), Наталья Шамина (Елена Андреевна, жена Серебрякова), Ольга Муравицкая (Соня, дочь Серебрякова), Сергей Перегудов (Телегин, он же "Вафля", "приживал").
"Дядю Ваню", как и "Три сестры", Юрий Бутусов ставил с художником Александром Шишкиным (с ним он работает и в московских театрах, а начинал в 90-е на знаменитых ленсоветовских "В ожидании Годо", "Войцек"). Шишкин - обладатель нескольких "Золотых масок", премий "Чайка", "Хрустальная Турандот", Станиславского. Костюмами занималась именитая Фагиля Сельская, с Театром имени Ленсовета она уже сотрудничала на спектаклях "Синхрон", "Кровать для троих", "Night and day".
Ближайшие показы спектакля "Дядя Ваня": 14, 15 и 29 апреля.
Юрий Бутусов, режиссер:
- Нет ничего круче, чем Чехов и Шекспир. Они настолько велики, что позволяют БЫТЬ совершенно разным спектаклям. Они сами от этого не становятся слабее. Они нас подтягивают к себе. Происходит твой - и зрительский вслед за тобой - внутренний рост. Они сильнее всех нас, вместе взятых. Есть такие тезисы в среде критиков, что, мол, давайте Чехову дадим отдохнуть, а то он от нас устал, мы его замылили, затаскали. Если не вносить в спектакль по Чехову своего сердца, тогда - да, лучше, чтобы он отдыхал, в иллюстрациях он уж точно не нуждается. Я считаю, что Чехов, как и Шекспир, должен "работать". На самом деле - не мы с ними что-то делаем, а они с нами делают невероятные вещи. Они нам разрешают это. Им нравится, когда с ними играют, когда с ними что-то живое делают, когда их пытаются понять. Только тогда возникает диалог, всё остальное - мертвечина.
Автор на самом деле сопротивляется всегда. Преодоление сопротивления и есть работа режиссера. Когда он говорит, что выражает автора, то это звучит несколько самонадеянно, мне кажется. Я могу выразить только себя посредством автора, вести с ним собственный диалог, пытаться открыть какую-то новую грань его творчества. Пьеса Чехова "Дядя Ваня" настолько стройна, что захотелось некоторые смыслы, которые за этой стройностью уже порой не чувствуются, усилить и укрупнить. Чехов - честный, глубокий, страшный и смешной, он говорит о таких вещах, о которых мы говорить боимся. Что может быть страшнее вопросов к самому себе о смысле собственной жизни? Что может быть больнее, чем крик о непрожитой толком, недовоплощенной жизни? И что может быть глупее этого крика...