издается с 1879Купить журнал

Некто 1917

Чем встретит Третьяковка столетие Октября

10 апреля 2017

Выставки, "обреченные на успех", Зельфире Трегуловой удаются. Серов, Айвазовский, "Оттепель"… Сразу после заседания фонда "История Отечества" директор Третьяковки рассказала "РГ" о выставке, посвященной событиям столетней давности, что откроется в сентябре. Название уже подобрано - "Некто 1917".

Кто он и откуда, этот "Некто"?

Зельфира Трегулова: Если говорить о революции в искусстве, она без всяких потрясений произошла за два года до 1917-го. Потому и будущую выставку мы назвали словами Велимира Хлебникова - "Некто 1917". Хотим показать, как происходившее тогда отражалось в произведениях разных художников - Малевича, Родченко, Поповой, Розановой… Почему многие представители авангарда были готовы работать на власть? Революция казалась им возможностью реализовать свои творческие прорывы.

Но были и другие художники…

Зельфира Трегулова: Да, проводившие линию особенности русского пути, богоизбранности русского народа. Были художники, которые просто не хотели видеть происходящего. Об этом, кстати, писал Набоков: он задавался вопросом, почему с 1914 по 1917 годы люди так много фотографировали - близких, родовые гнезда, приходившие в упадок усадьбы. Будто ощущая, что все скоро закончится. А были и те, кто понимал: произошла национальная трагедия - и предвосхищали в произведениях катастрофу.

Например?

Зельфира Трегулова: Художник Константин Юон. Его картину "Новая планета" в советские годы рассматривали "со знаком плюс". Но если всмотреться, полотно напоминает ни больше, ни меньше "Меланхолию" Ларса фон Триера. А "Большевик" Бориса Кустодиева восходит к его знаменитой работе для журнала "Жупел" 1905 года, где он изображает смерть с косой.

На выставке, посвященной 1917 году, хотим показать невероятное многоголосие этого времени. И при этом не пытаться подгонять высказывания художников под какую-то концепцию или схему. Пусть время само говорит о себе. А мы будем его слушать и пытаться понять.

На выставке, посвященной 1917 году, хотим показать невероятное многоголосие этого времени

Как вы оцените вал информации о революции, который обрушился на читателей, зрителей?

Зельфира Трегулова: Мне кажется, надо стараться быть внепартийным. Не поддаваться эмоциям и приходящим в голову озарениям, которые на поверку оказываются ошибочными. Я бы призывала всех, кто делает проекты, связанные с этим временем, действительно показывать реальные произведения, документы и слышать реальные голоса.

Революция отразилась на судьбе вашей семьи?

Зельфира Трегулова: Да, конечно. Мой дед отсидел 21 год в лагере. И лишь письмо Сталину, которое бабушка написала, потеряв трех сыновей на фронте, вернуло его за полгода до смерти домой. А прадед моих дочерей с другой стороны был расстрелян на Лубянке как немецкий шпион.

Сначала не все понимали последствия сдвигов, произошедших в 1917-м. Но, мне кажется, сейчас самое главное - еще и не искать виноватых.

Почему?

Зельфира Трегулова: Очень не хотелось бы, чтобы анализ и интерпретация событий 1917 года опять привели к обвинениям - людей, стоявших тогда у власти. Мне не кажется, что эти события были неизбежными. Не участвуй Россия в Первой мировой войне, революция в той форме, которая случилась, никогда бы не произошла. Cтрана находилась на невероятном подъеме. Экономическом, промышленном, художественном. Сформировался круг меценатов, поддерживавших искусство. Уверена, у страны могло быть другое будущее.

Сейчас в Лондоне открыта выставка русского искусства 1917-1932 годов, где есть и экспонаты из Третьяковки...

Зельфира Трегулова: ...и пользуется невероятным успехом. За первый месяц ее посетили 91 тысяча зрителей. Вдвое больше, чем ожидали организаторы!

Это интерес к авангарду?

Зельфира Трегулова: Не только. Интересуют и Дейнека, и Пименов. В Лондоне представлен и Малевич, каким он был показан на ленинградской выставке 1932 года. Это был последний масштабный показ его работ. Нам удалось воссоздать часть экспозиции, которая видна на знаменитом архивном снимке. И это дает поразительную картину времени. Ведь искусство иногда несет самую точную информацию о нем. Художники обладают невероятным интуитивным ощущением, что в этом времени важно. И точно фиксируют это. По крайней мере, до тех пор, когда начал осуществляться жесткий идеологический контроль. Поэтому последняя дата у выставки - 1932 год.

Замечательно, что Королевская академия художеств в Лондоне - оплот художественной традиции - в числе первых музеев, которые организовали подобного рода проекты.

Ждать ли очередей на выставку "Некто 1917"?

Зельфира Трегулова: Не этим определяется успех проекта. Хотя мне приятно - в рейтинге The Art Newspaper выставка Айвазовского - в числе десяти самых успешных мировых выставочных проектов 2016 года. Первый случай, когда выставка русского художника попала в этот рейтинг. Но мы и делаем выставки, как я их называю, обреченными на успех.