Список Жабински

Рецензия 12.04.2017, 16:57 | Текст: Алексей Литовченко
 Фото: kinopoisk.ru
Фото: kinopoisk.ru

В Голливуде и в Американской киноакадемии, как известно, особенно активно привечают фильмы про Холокост. Даже до того дошло, что стали шутить, мол, стоит что угодно на эту тему снять - и можно уже готовить благодарственную речь для "Оскара". А если еще применить магическое заклинание "основано на реальных событиях", то к бабке не ходи - какая-нибудь блестящая фигурка да обломится.

Благо этими реальными событиями история Второй мировой полнится. Например. Директор Варшавского зоопарка Ян Жабински с супругою своей Антониной во время оккупации Германией скрывал евреев в подвале вверенного ему объекта, реорганизованного в свиноферму. Вполне успешно притом. Вместе они спасли от верной смерти около 300 человек. После чего спокойно дожили до преклонных лет. А в 2007-м писательница Дайан Акерман выпустила книжку, переработав дневники Антонины, которая в свою очередь была переработана для картины "Жена смотрителя зоопарка", где титульную роль сыграла Джессика Честейн.

Сыграла на твердую пятерку, с надрывом и навзрыд, в чем ей немало помог сценарий, услужливо преувеличивший отношения главной героини и немецкого ученого по имени Лутц Хек - личности крайне любопытной. Он был коллегой и знакомым четы Жабински, имел одобренную на самой верхушке Третьего рейха идею фикс заново вывести вымерших животных и испытывал светлые чувства к замужней Антонине. Последний факт в фильме раздут до такой степени, что на нем фактически держится вся драма. Больше ж ей держаться-то не на чем.

То есть Ян Жабински, сыгранный (опять же, весьма здорово) Йоханом Хелденбергом, ездит ежедневно в гетто якобы за помоями на корм свиньям, видит там всякие ужасы, рискуя собой, вытаскивает оттуда бедолаг, справляет им аусвайсы, а под конец и вовсе выходит воевать на улицы. Но главный герой не он, а его благоверная. Которая "в тылу" - в импровизированном убежище - тоже не баклуши бьет: кроликотерапией от душевных травм лечит, а также отвечает за конспирацию, играя на пианино разные мелодии-коды. Одну сыграет - значит, немцы пришли. Другую - значит, ушли. И еще зачем-то поощряет подопечных в живописи - они на стенах шестиконечные звезды рисуют и пишут свои имена. Для пущей конспирации, вестимо.

Показатели интенсивности стресса у Жабински явно не равны. Для того и нужен Лутц Хек (Даниэль Брюль, герой фильма в фильме "Бесславные ублюдки"), типичный фашист-идеалист, обожающий фюрера и везде вставлять слово "особь", но все же не до конца сволочь, зверят любит. В его задачи входит охмурять Антонину, безуспешно, но достаточно для создания драматического конфликта. Она с целью защитить затаившихся, но в самый неудобный момент обнаруживших себя случайным звуком жертв нацизма, разыгрывает внезапную взаимность к нему. Из чего как бы развивается как бы конфликт с мужем, заподозрившим адюльтер, но заканчивается этот как бы конфликт ничем. С другой стороны, не будь его, не было б вообще ничего. Только три хороших актера, которым ничего другого не оставалось бы, кроме как скорбно передавать атмосферу.

А атмосфера есть, густая такая, гнетущая, мрачная. И абсолютно пустая. Сознательная концентрация на женской линии, жирной и эмоциональной благодаря Честейн, но страдающей от дефицита извилин (в геометрическом смысле) и ведущей в никуда, вероятно, способна изрядно потрафить поборникам феминизма (режиссер и сценарист, как и автор дневников с автором книги по ним, - женщины, что не слишком удивительно). Однако есть, пожалуй, некоторая корреляция между успехом "Списка Шиндлера" и тем, что фильм Спилберга назывался не "Жена Шиндлера".

3.0

Читайте также