Как рассказывают в Екатеринбургском областном суде, 1 апреля прошлого года женщина ехала на переднем сиденье второго вагона трамвая N 22.
На повороте вагон резко склонило вправо - пассажирка упала и ударилась о сиденья. Боль была настолько сильной, что водителю и кондуктору пришлось вызвать для пострадавшей "скорую". Уже в больнице пациентке диагностировали перелом ребер.
Восстановившись после болезни, женщина обратилась с заявлением о выплате страхового возмещения в страховую компанию, где была застрахована ответственность перевозчика.
Однако там ей отказали, аргументируя тем, что трамвай с бортовым номером 169-170, в котором произошел несчастный случай, не значится в их перечне транспортных средств. Тогда женщина обратилась к руководству травмайно-троллейбусного предприятия с претензией о возмещении вреда здоровью пассажира. Но и там получила отказ. Никто не хотел ни за что отвечать.
Напомним, что с 2013 года все перевозчики обязаны иметь страховку на тот случай, если не уберегут пассажира. Общественный транспорт не должен быть зоной риска.
Если перевозчик не сможет доставить человека или его багаж в целости и сохранности до места назначения, то должен заплатить.
Однако у страховых компаний есть привычка: они любят собирать деньги, но не очень любят платить. Поэтому часто пытаются найти, к чему бы прицепиться, чтобы обнулить выплаты человеку.
А в трамвайном депо, видимо, посчитали, что ничего не должны пассажирке, так как у них есть страховой полис. В итоге женщине пришлось идти в суд. Она подала иск сразу и к страховой компании, и к трамвайно-троллейбусному парку.
Орджоникидзевский районный суд Екатеринбурга частично удовлетворил требования истицы и взыскал в ее пользу 61 тысячу рублей. Из них 53 тысячи рублей заплатила страховая компания. А 8 тысяч было взыскано с трамвайно-троллейбусного парка.
Причем трамвайно-троллейбусный парк в основном заплатил именно за моральный ущерб. Из 8 тысяч 5 составили компенсацию морального вреда, а 3 тысячи пошли на возмещение расходов на адвоката. Это значит, что, если бы трамвайно-троллейбусный парк выбрал более ответственную страховую компанию, ему бы не пришлось платить лишнего.
"Моральный долг" же страховой компании вышел относительно небольшим - всего 2 тысячи рублей. Остальная сумма (то есть 51 тысяча рублей) - это компенсация расходов женщины на лечение, на юристов, а также штраф, наложенный на страховую компанию.
Слово штраф не должно вводить в заблуждение: в данном случае деньги взысканы не в казну, а в пользу человека. Это правило закреплено в законе о защите прав потребителя.
По закону, когда потребителя обидели, суд, взыскав компенсацию, должен прибавить к ней штраф с обидчика - в 50-процентом размере от суммы компенсации.
При этом, как разъяснил в свое время пленум Верховного суда России, суды должны взыскивать такой штраф независимо от того, заявляли истцы такое требование или нет. Согласно закону, взыскание этого штрафа является не правом, а обязанностью суда.