Мария Евсеевна, новый президент национальной театральной премии Игорь Костолевский уже приступил к своим обязанностям?
Мария Ревякина: Да. Он будет вручать премии "За выдающийся вклад в развитие театрального искусства" на церемонии 19 апреля в Театре Станиславского и Немировича-Данченко. Но пока он входит в курс дела, присматривается, ходит на спектакли, все-таки "Золотая маска" - очень большая институция…
Его кандидатура была принята на секретариате единогласно?
Мария Ревякина: Абсолютно единогласно. Мне кажется, Игорь Матвеевич Костолевский и Георгий Георгиевич Тараторкин (прежний президент "Золотой маски" - ред.), они в чем-то схожи: по своей тактичности, отношению к профессии, интеллигентности, вдумчивости, умению слушать, слышать. Это важно.
Если говорить об опыте этого года. Что больше сил потребовало: выигрышно подать и сделать модной программу? Привлечь спонсорские деньги? Или наладить отношения с властью?
Мария Ревякина: Если мы говорим о взаимоотношениях с Министерством культуры РФ, то у нас совершенно нормальные отношения, все идет в спокойном режиме, все выполняют свои обязательства.
Что касается бизнеса, то в этом году нас никто не оставил из наших постоянных партнеров. У нас пятнадцать лет сотрудничество со "Сбербанком". Благодаря именно его инициативе, впервые в истории фестиваля через афишу "Рамблера" состоялись серьезные широкие обсуждения спектаклей, так называемый public talk. Первое обсуждение "Есть ли жизнь за МКАДом" было в Перми, куда приехало огромное количество гостей на "Травиату" в постановке Уилсона с дирижером Курентзисом. Был public talk "Опера (не) для всех" в Большом театре, public talk "Новое время в Театре Наций". Этот проект собрал 1,5 млн. человек. И главный результат - интерес к театральным событиям не только в России, но и за рубежом.
Впервые к нам присоединились "Российские железные дороги", вы видели выставки, которые проходят рядом с вокзалами, и спектакли из программы "Маска в городе". Внеконкурсная "Маска" стала значительно разрастаться, огромное спасибо всем спонсорам, у нас участвовало 15 городов. Затем наша "Золотая маска в кино", мы ведем прямые трансляции спектаклей номинантов и лауреатов более чем в 60 городах России.
Три года назад, когда мы решили делать такой пилотный проект, было полторы тысячи зрителей в кинотеатрах, в прошлом году - уже 10 тысяч зрителей.
Так что самое сложное - это формирование всей программы фестиваля и ее проектов. Но я имею в виду не ее подачу, а ее объемы. Потому что в этом году 295 номинантов. Таких цифр вообще не было за всю историю фестиваля.
А сколько всего будет вручено "Масок"? Какой в этом году "творческий конкурс" на национальную премию?
Мария Ревякина: Всего 50 "Золотых масок" - 50 лауреатов. У нас появились четыре новые номинации. Работа драматурга, затем роль второго плана в драме разделена на женскую и мужскую, раньше она у нас была одна. Впервые появилась роль второго плана в оперетте, мюзикле, - ее не было… В декабре были определены все лауреаты за поддержку театрального искусства и за выдающийся вклад в развитие театрального искусства. Остальных лауреатов мы узнаем 19 апреля, когда будут вскрыты конверты. Окончательное решение принимается в ночь накануне тайным голосованием жюри.
Сохранит ли "Золотая маска" такие же объемы в следующем году? Не обсуждалась ли в дирекции перспектива, что надо все-таки ограничивать экспертов, чтобы не выставлять по двадцать восемь фамилий в одной номинации...
Мария Ревякина: Вы же знаете, что по Положению о национальной театральной премии мы не можем вводить количественные показатели.
Но можно изменить положение.
Мария Ревякина: Я считаю, что это неправильно. Каков год, насколько он урожаен, столько и должно войти. Что отобрали эксперты, считая это наиболее интересными спектаклями за сезон, мне кажется, все надо показывать.
Потому что профессиональный театр очень серьезно развивается в России. Зона театра - это все-таки зона определенной интеллектуальной и профессиональной свободы, где артисты и зрители открывают новые смыслы. Без зрителя спектакля нет. Зрители в театре - это важнейшие соучастники. И влияние театра в этом смысле бесценно. За два часа зритель переживает то, что в жизни может никогда не пережить. Наверное, у кого-то возникает чувство эмпатии к тем людям, которые на сцене, и понимание чего-то нового… То есть театр многому учит, и очень много дает таких эмоциональных и психологических импульсов, которые жизнь не даст.
Сегодня театр стремится не только достичь эмпатии, но еще и пытается войти в зону бизнеса. Если согласиться с тем, что театр тоже бизнес, то "Золотая маска" - это большой бизнес?
Мария Ревякина: Я с этим не согласна совсем. Театр и фестиваль - это не бизнес вообще. Дело в том, что ни один театр и ни один крупный фестиваль, такой как "Золотая маска", не сможет выжить без государственной субсидии. Будь это субсидия через министерство культуры, или субсидия через фонды, которые аккумулируют средства для поддержки театров в других странах, музеев и других культурных учреждений. Театр, получая государственную субсидию, имеет финансирование на заработную плату, на содержание здания, на выпуск очень небольшого количества спектаклей. Все остальное он должен заработать путем продажи билетов. Потому что основное средство внебюджета - это доход от продажи билетов. Но мы уже говорили много раз о проблеме перекупщиков, очень большая надежда на то, что будет принят Правительством Российской Федерации закон о возврате билетов. Потому что сейчас, это касается в основном, конечно, Москвы, с тем количеством спекулянтов и перекупщиков, которые вокруг театра существуют (и не только вокруг театров, но и вокруг Третьяковской галереи, или вокруг таких имен, как Курентзис или Григорий Соколов) ничего сделать нельзя. Спекулянты скупают билеты не сами, а просто ставят в очередь бабушек или студентов, чуть-чуть приплачивают им какую-то денежку, и выкупают наиболее дешевые билеты в дни продаж. Или обваливают сайт. То есть мы объявляем день продаж, а наш сайт обваливается - что у нас в Театре Наций, что в Большом театре, одинаково. А затем они размещают билеты на своих сайтах, которые называются также "Большой театр", но другими буквами, или Театр Наций на русском языке пишут, и зрители, заходя на этот сайт, считают, что они платят официальную цену. И покупают там билет, например, на "Заводной апельсин" за 7 тысяч, тогда как у нас в Театре Наций он стоит полторы тысячи. Представляете, какой заработок? Или я вчера посмотрела на сайте перекупщиков цены на концерт Курентзиса в Консерватории: 56, 65 тысяч рублей… Один билет в амфитеатр. Такое возможно или нет? И столько лет уже подобное происходит.
Ситуация может измениться на законодательном уровне?
Мария Ревякина: С Министерством культуры мы вместе прорабатываем закон, просим, чтобы была возможна досудебная блокировка сайтов тех компаний, у которых нет официальных юридических договоров с театром, музеем, филармонией. Второе, мы просили, чтобы в этом законе было указано, что продаваться билеты могут только по номиналу, включая контрагентов. То есть организации, которые с нами заключают официальный договор, имеют право продавать билеты по такой же цене, по которой продает театр. Другое дело, что любой контрагент берет условно 100 рублей за свои услуги, но выдает зрителю квитанцию. Конечно, это сразу бы ударило по перекупщикам. Сейчас же бороться с ними невозможно. Мы специально на спектакль Додина "Гамлет" на "Золотой маске" билеты по 3, 5, 8 и 10 тысяч рублей даже не объявляли в первый день продаж. Мы вообще закрыли Интернет-продажи, вывесили объявление, что будут продаваться только билеты от 15 до 20 тысяч. В итоге мы вызывали полицию, потому что 120 человек бились за "Гамлета". И это были перекупщики.
Спектакли Льва Додина - по-прежнему самые дорогие на "Золотой маске"?
Мария Ревякина: Да, самый дорогой, это был "Гамлет" Додина. В связи с тем, что привоз спектакля очень дорог и продавалось небольшое количество билетов; 250 билетов на каждый спектакль, так как нужно было убирать какое-то количество рядов. И у нас было от ста до восьмидесяти билетов на каждый спектакль по 20 тысяч рублей.
Но и их перепродавали по 60 тысяч. Я вчера говорила с одним человеком, она сообщила: купила билеты на Додина за дикие деньги на сайте у перекупщиков. Потому что других вариантов и времени у нее не было.
А однажды вообще курьез случился. Помните, мы делали проект "Спектакли Додина в Москве"? Привозили "Братья и сестры", весь прекраснейший репертуар Малого драматического театра. И когда мы со Львом Абрамовичем подходили к театру, перекупщики нам стали предлагать билеты по 20-25 тысяч, когда у нас всего 5 тысяч была максимальная цена продаж... Представляете, сколько они кладут себе в карман? Не вкладывая ничего, не платя налоги?
А вообще у нас на "Маске" (за некоторым исключением) цены небольшие. В общей массе от ста, двухсот рублей до двух, трех тысяч можно спокойно купить билеты на интереснейшие спектакли. Кроме того на каждый спектакль от 30-40% билетов мы передаем бесплатно аккредитованным журналистам, жюри, партнерам, спонсорам, нашим коллегам из регионов и СТД.
Если от билетов переходить к общему бюджету. По предварительным подсчетам, сколько стоит "Золотая маска"?
Мария Ревякина: Примерно 40 процентов - это доля государственных средств. Порядка 44-45 процентов - это спонсоры. И остальное - продажа билетов, около 16-17 процентов.
Но я хотела бы сказать о расширении географии и о Театре Наций. Благодаря тому, что театр столько лет проводит Фестиваль театров малых городов, а в течение года лаборатории, то есть помогаем работать с новыми режиссерами и драматургами, многие театры из небольших городов стали попадать в "Маску". Смотрите - и Шарыпово, Набережные Челны, Глазово, Новокуйбышевск второй раз попал. Кстати, про Новокуйбышевск, насколько перекупщики успешно и быстро мониторят ситуацию. В прошлом году прорваться на Дениса Бокурадзе было невозможно. В этом году на его спектакль "Корабль дураков" перекупщики продавали билеты по 8 тысяч, тогда как у нас максимальная цена была 3 тысячи, - зал маленький, всего 100 человек. Вот так Бокурадзе в Москве стал популярен…
Сколько людей, на чьих плечах держится вся "Золотая маска"? Ваша штатная команда, дирекция без учета приглашенных экспертов и членов жюри?
Мария Ревякина: 30-32 человека. Некоторые работают очень давно, а есть менеджеры, которые на "Маске" три года. Как правило, сначала они проходят некую стажировку. Мы к ним присматриваемся, у нас же много студентов и выпускников вузов, которые работают как помощники.
А труд волонтеров?
Мария Ревякина: И волонтеров у нас много. Каждый коллектив у нас сопровождают волонтеры, студенты, которые получают точные инструкции, и работают с этим театром от и до - от встречи до проводов, решают все их вопросы. Если у нас получается, мы их потом можем взять уже в команду "Маски".
Вы проверяете их на стрессоустойчивость?
Мария Ревякина: Их жизнь проверяет, я тут не проверю. Все показывает сама ситуация, как человек может работать. Но, безусловно, каждый год - это опыт. Каждая ошибка - это тоже опыт. Потому что мы работаем с людьми, с художниками, руководителями театров, актерами, и мы должны понимать, что это люди творческие, и что каждый человек требует своего подхода, и своего особого разговора… И сочетание в наших девочках, или как их называл Георгий Георгиевич Тараторкин, в наших барышнях, хороших менеджерских качеств с уважением к людям замечательной театральной профессии, креативность - это обязательное условие.
Коллектив в основном женский?
Мария Ревякина: Да, у нас есть только два мужчины, остальные все женщины. Но если мы посмотрим на штаты театров - та же история, ну кроме профессий монтировщиков и водителей. В театре тоже очень сложно формировать команду, иногда требуется несколько раз сменить человека, пока ты не найдешь того, кто действительно профессионален.
Вы доверяете кому-нибудь выбор своего вечернего туалета на церемонию закрытия? Люди гадают не только, кто что получит, но и в чем выйдет Мария Ревякина на сцену.
Мария Ревякина: Да что вы, нет! Все это очень стихийно, особенно после разных ночных заседаний до трех часов ночи.
То есть это не работа стилиста?
Мария Ревякина: О чем вы, нет! У нас есть прекрасные стилисты "Облака студии" на церемонии, которые помогают нашим ведущим, чтобы они выглядели хорошо, чтобы мы казались будто бы очень отдохнувшие…
Кто будет вести церемонию, кто режиссировать?
Мария Ревякина: Сергей Епишев и Анна Чиповская. Режиссер Нина Чусова. А художник - Ксения Перетрухина, для нее это особая история, потому что это выход на большую сцену, она с таким пространством не работала. Нина сильно отличается от Ксении, это два разных мира, но они как-то приросли друг к другу, с таким энтузиазмом трудятся, я бы употребила слово "вкалывают"…
С чего начнется ваш день 20 апреля, когда все будет позади?
Мария Ревякина: Я все время планирую, что высплюсь. Но никогда не получается, потому что все переживания накануне, и особенно в последние дни, и результаты самой церемонии, это, конечно, такой адреналин, что, во-первых, спать невозможно, а во-вторых, если и удается заснуть, ты все равно рано просыпаешься и бежишь на работу. Собственно, так будет и в этом году. Какой-то выдох начнется только через несколько дней.
Где-нибудь на море?
Мария Ревякина: Нет, у нас же в Театре Наций премьера "Аудиенция" - 25, 27, 28 апреля. Уже сейчас на большой сцене идут репетиции Глеба Анатольевича Панфилова, Инны Михайловны Чуриковой и всей команды артистов.
А более того, в мае у нас начинается программа "Золотой маски" в регионах, мы везем спектакли в Омск, в Норильск, в Череповец, - семь городов в этом году. И Прибалтика будет обязательно, это в октябре, уже сформирована программа, и наши коллеги продают билеты. Еще с 18 мая "Золотая маска" представляет российские спектакли в Израиле - едет "Царь Эдип" Вахтанговского театра и Театр Наций с "Гамлетом". Будут мастер-классы Римаса Туминаса, творческий вечер Евгения Миронова. В общем, работы много. А к ноябрю следующий экспертный совет уже опять объявит итоги, и мы начнем работать на 2018 год.