20.04.2017 19:43
    Поделиться

    Клишас: Отлагательное вето не потребует изменения Конституции

    Использование Советом Федерации механизма отлагательного вето не потребует изменения Конституции и других законов, поскольку по сути это та же процедура, что и отклонение закона с созданием согласительной комиссии, которая уже прописана в Основном законе. Об этом рассказал "Российской газете" глава комитета СФ по конституционному законодательству Андрей Клишас, комментируя предложение спикера Валентины Матвиенко.

    Ранее в четверг председатель палаты заявила, что "при рассмотрении наиболее важных законов следует внедрить механизм так называемого отлагательного вето" по примеру британского парламента, где эта процедура используется, когда верхняя палата не намерена полностью отвергать принятый нижней палатой закон, но желает привлечь к нему особое внимание общества и внести коррективы. "Может быть, такая практика была бы полезна, имея в виду, что Федеральное Собрание состоит у нас из двух палат. И если мы хотим понять вес верхней палаты в государственной системе органов власти, это было бы эффективным инструментом", - отметила Матвиенко.

    Внедрение механизма отлагательного вето "не потребует изменения Конституции", считает Клишас. "Валентина Ивановна, я так понимаю, предложила более активно использовать тот институт отклонения с созданием согласительной комиссии, который мы сейчас активно используем", - сказал он. В ст. 105 Основного закона указано, что верхняя палата российского парламента должна в двухнедельный срок одобрить или отклонить принятый нижней палатой закон. "В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной думой", гласит п. 4 этой статьи.

    По мнению Клишаса, отклонение с созданием согласительной комиссии часто ошибочно "воспринимается как безусловное несогласие с законом". "На самом деле - когда мы не согласны, мы отклоняем без согласительной комиссии. Просто Совет Федерации отклоняет, и все", - пояснил он. "А когда мы предлагаем провести дополнительное обсуждение, вступаем в диалог с Государственной думой, мы налагаем вето с созданием согласительной комиссии. По существу, это и есть отлагательное вето в нашей конституционной системе", - считает глава профильного комитета СФ. По его словам, уточнения других нормативных актов использование отлагательного вето также не потребует.

    В британском парламенте, на опыт которого сослалась Матвиенко, процедура выглядит несколько иначе, отметил Клишас. "Они могут отклонить (закон) на более длительный срок, установить этот срок, но по сути, это то же самое", - сказал он. Впрочем, добавил парламентарий, в случае отклонения закона Советом Федерации с созданием согласительной комиссии, двухнедельный срок рассмотрения закона также не действует: палата вернется к отклоненному документу тогда, когда "комиссия придет к некоему компромиссу".
     

    Поделиться