Джордан Пил: Снимать хоррор легче, когда у тебя есть опыт в комедии

В фокусе 21.04.2017, 15:27 | Текст: Алексей Литовченко
 Фото: Universal
Фото: Universal

В скором времени в российский прокат нагрянет "Прочь" (Get Out) - хоррор, побивший державшийся почти 20 лет рекорд по кассовым сборам, установленный в незапамятные времена "Ведьмой из Блэр" (168 миллионов в домашнем прокате против 140 у "Ведьмы"). Критики восприняли картину не менее восторженно, хором вознеся ее на околоземную орбиту - 229 положительных рецензий при 1 (одной) отрицательной на агрегаторе Rotten Tomatoes.

Темнокожий паренек со своей бледнолицей пассией отправляются погостить к ее родителям, тоже, естественно, европеоидным. По приезде выясняется, что они вроде бы милые люди, за Обаму голосовали к тому же, но, как водится, за белоснежно чистым фасадом проглядывает нечто зловещее.

О страхах афроамериканцев, которыми фильм пропитан сверху донизу, о превосходстве британских актеров над американскими коллегами, о том, что объединяет хоррор и комедию и о разном другом мы поговорили с автором Get Out Джорданом Пилом - звездой скетчкомов Mad TV и "Ки энд Пил", а также сериала "Фарго" (агент ФБР в первом сезоне).

Джордан, при просмотре "Прочь" сложно не заметить влияния многих классических фильмов ужасов. Признайтесь, сколько раз вы смотрели "Ключ от всех дверей"? И какими еще фильмами вдохновлялись?

Джордан Пил: Я ни разу не смотрел этот фильм. Хотя уже несколько человек мне сказали, что я снял "черную" версию "Ключа от всех дверей", но я даже не представляю, чем они так похожи. Видимо, придется посмотреть. А вдохновлялся я по большей части "Стэпфордскими женами" и "Ребенком Розмари" - я считаю, это идеальные социальные триллеры. Также в моем списке "Сияние", "Забавные игры", "Мизери", "Муха" и много чего еще.

Get Out - ваш режиссерский дебют, но если об этом не знать, никогда не скажешь, что это работа новичка. В чем секрет?

Джордан Пил: Я люблю кино, я знаю кино. И еще я - комик со стажем, это мое основное призвание. А снимать хоррор гораздо легче, если есть опыт в комедии, как бы странно это ни звучало. Если ты знаешь, как заставить смеяться, то заставить дрожать от ужаса уже гораздо проще. Будучи комиком, ты обязан изучать аудиторию, учиться предугадывать ее реакцию, чувствовать, как она поведет себя в ответ на твои действия. То же самое нужно и для создания хоррора.

Также я набил руку в продюсировании и сочинительстве во время работы над шоу "Ки энд Пил" - там я получил большой опыт в продакшне и научился избегать различных проблем и типичных ошибок. В общем, я много тренировался, практиковался и в итоге просто написал сценарий фильма своей мечты, фильма, который я хотел бы, чтобы кто-нибудь снял.

Фильм открывает сцена, где афроамериканского юношу душит и засовывает в багажник некто - очевидно, из расистских побуждений. И этот вид расизма, брутальный и жестокий, резко контрастирует с тем расизмом, что мы наблюдаем в дальнейшем, - изощренным, в принципе лишенным ненависти. Почему такой контраст?

Джордан Пил: Эту сцену я ввел в самом начале, чтобы сразу очертить проблематику, обрисовать контур того, что будет. Зритель видит молодого черного парня, который случайно попал не в то время не в тот район, смотрит в его глаза, полные страха, затем видит, как его жестоко душат, и этот страх передается в подсознание зрителя. Дальше начинает развиваться уже основная история, про другого черного парня, и зритель понимает, что в любой момент герой тоже столкнется с проявлением расизма. В этом назначение первой сцены - подогреть напряжение, направить его в нужное русло.

Главный герой, помимо того, что он черный, имеет еще одну определяющую черту - он курильщик. Это чисто утилитарная деталь характера, необходимая, чтобы выстроить на ней пару твистов, или же здесь заложен дополнительный смысл, например, что курильщики - также в своем роде притесняемая группа?

Джордан Пил: И то, и другое верно. Нет, я, конечно, не имел целью защитить курильщиков, по крайней мере, это не было первоочередной задачей. Скорее, я хотел сделать акцент еще на одном страхе - когда кто-то, с кем ты состоишь в серьезных отношениях, посягает на твою свободу, пытается эту свободу ограничить. Кроме того, эта черта, как вы сказали, действительно имеет большое значение для развития сюжета: она тесно связана с личной травмой главного героя, также она немного раскрывает замысел антагонистов еще до того, как он раскрывается по-настоящему, дает некую подсказку об их истинных мотивах.

Можете ли вы представить ту же самую историю, но с инвертированными цветами: главный герой - белый, его подруга, ее семья - черная, а режиссер - белый? Сработала бы она и как бы изменилось бы в таком случае отношение критиков и аудитории?

Джордан Пил: На самом деле - да, вполне можно представить. Более того, такое кино уже есть, какой-то парень снял довольно забавный вирусный ролик. Я даже его твитнул недавно. Это пародийное видео, называется "Заходи" (Get In - "РГ-Кинократия"). Там как раз все так, как вы описали. Но вообще Get Out специально подогнан под опыт афроамериканцев, весь его концепт основан на моем личном видении худших их страхов. Поэтому если поменять всем цвет кожи, получится совершенно другое кино.

Сэмюэл Л. Джексон не так давно заявил, что на месте британца Дэниэла Калуя в главной роли должен был быть "американский братишка". Понимаю, что вряд ли вы с ним согласны…

Джордан Пил: Нет, конечно, не согласен.

Тем не менее тенденция налицо: в американских проектах все чаще снимаются британцы, новых больших звезд среди молодых американских актеров практически нет, а последний американский актер в возрасте до 30 лет получил "Оскар" в 2006-м.

Джордан Пил: В Англии совершенно иная театральная традиция, уходящая корнями во времена Шекспира, у них в каждом поколении куча великолепных драматических актеров, для них это все часть культуры - отсюда так много высококлассных артистов. В то же время существует ощутимая диспропорция между количеством успешных белых и черных британских актеров. Как бы то ни было, я в первую очередь искал человека, который бы идеально исполнил мой замысел, который бы сыграл роль так, как нужно. И Дэниел Калуйя - даже несмотря на его акцент - показал своего персонажа именно таким, каким я его видел. Мне понятна аргументация Сэмюэла, но я не считаю правильным привлекать кого-либо, исходя из соображений происхождения, а не мастерства.

Как успешный дебютант, какой бы совет вы дали начинающим киноделам, которые собираются снять свой первый хоррор?

Прежде всего, надо иметь в виду, что хоррор - это форма киноискусства, не требующая больших финансовых вложений. Достаточно техники и фантазии. Что я хотел бы посоветовать - написать сценарий своего любимого, но несуществующего фильма. Это самое главное: вы должны снять свой любимый фильм, использовать все возможности, выкинуть из головы все остальное и сфокусироваться только на этой цели.

Официальный релиз картины "Прочь" в России – 11 мая. Широкие превью-показы начнутся 6 мая.

Читайте также