Израильские ученые создали бактерии-саперы

Ученые из Еврейского университета в Израиле создали метод поиска мин, который может кардинально изменить работу саперов всех армий мира.

Как сообщает издание Nature Biothechnology, израильские биологи вывели бактерии, которые реагируют на присутствие в окружающей среде тринитротолуола. Это вещество входит в состав взрывчатки в большинстве мин. При обнаружении его следов, скажем, в земле, бактерии начинают испускать флуоресцентное свечение, которое дистанционно улавливается специальной оптоэлектронной системой.

Авторы статьи поясняют, что для создания уникальных бактерий использовали культуру кишечной палочки E.coli, в которую поместили специально модифицированную ДНК. При попадании в бактериальную клетку малейших количеств летучего тринитротолуола или продуктов его распада, в ней начинал синтезироваться белок, испускающий флуоресцентное свечение.

Испытания проводились на специально созданном "минном поле" размером примерно 4 квадратных метра. Там были закопаны контрольные пластиковые контейнеры с землей и песком, а также контейнеры, содержащие тринитротолуол и обычная противопехотная мина без взрывателя.

Когда поле покрыли специальными бусинами, в которых содержались бактерии-сенсоры, и просканировали площадь с расстояния 200 метров.

Ученые отмечают, что бактерии уверенно среагировали на взрывчатку, которая пролежала в земле 3-5 месяцев до начала эксперимента. А вот на мину, закопанную 5 дней назад "саперы" не среагировали. Это, видимо, объясняется тем, что требуется время, чтобы летучие пары тринитротолуола через пластиковую оболочку попали в окружающую среду.

В статье подчеркивается, что на сегодняшний день работа саперов изменилась мало. Если разминирование участка ведет человек, то по-прежнему используются миноискатели. В лучшем случае - боевые роботы-саперы, которые подрывают мины или собственным весом, или специальными устройствами.

Разработка израильских ученых может существенно изменить ситуацию и сделать работу саперов более безопасной.