"Сфера": личинка антиутопии

Из каждых десяти рецензентов девять с половиной в контексте уже помянули добрым словом сатирический сериал "Черное зеркало" (слава ему!), так что просто воспримем это как теперешнюю в-каждое-техно-затычка-неизбежность и пошагаем дальше вдоль забора.

Будущее ближнего прицела, так называемое, то есть совсем рядом - через пару понедельников. Одаренная (не совсем ясно, правда, чем именно) выпускница вуза Мэй (Гермиона Уотсон) стремительно находит работу мечты: устраивается в мега-пупер-инновационно-революционную корпорацию "Сфера" - учреждение тотального счастья сектантского уклона. Во главе которого - гуруобразный острослов-байкотрав Эймон Бэйли (Форрест Хэнкс), пекущийся-де о благе человечества. За гуру неотступно следует серый кардинал и немногословная правая рука Стентон (милейший актер комической "заточки" Пэттон Освальт, что серьезности опусу не сказать, что добавляет). Персонаж, вероятно, изрядно себе на уме.

"Сфера" только что разработала очередной прорыв - беспроводную микрокамеру с умопомрачающим разрешением в гуголь пикселей на квадратный нанометр, призванную перевернуть само представление о безопасности с ног на голову раз триста: такие девайсы можно расставлять тысячами как угодно и где угодно - сонмы неусыпных глаз, от которых не уйдет ни один террорист, ни один диктатор-тиран. "Мы увидим всё!", - ликует Бэйли на сходняках "сфероидов". "Сфероиды" одобрительно выкрикивают с мест лозунги и рукоплещут. Тем изрядно напоминая шабаши "Гербалайфа", кстати. (Правда, "гербалайфовцы" еще и ритуально плясать горазды.)

Гермиона рада по уши и с головой, на которой они растут, погружается в труды. Очень быстро примечая точечные странности. К примеру, добровольно-принудительное пожелание пользоваться непременно внутрикорпоративной соцсетью, и почаще. Под предлогом более углубленной интеграции, мол. Недоуменно покрякав, Мэй начинает пользоваться соцсетью. Что ранее несколько презирала.

Тем временем гуру зажигательно неистовствует и сулит миру все более и более грандиозные прожекты максимальной открытости и прозрачности - откровенное "под колпаком" в духе матерой такой оруэлловщины. Что, похоже, никто особо не замечает, опьянившись душеполезным постулатом Бэйли "прощайте, теневые лоббисты, здравствуй, демократия".

Мэй же продолжает огребать чудеса "сферических" технологий. На этот раз ее просят-заставляют носить следящий браслет-неснимайку и проглотить следящий же чип. Аргументируя процедуру заботой о здоровье сотрудников. Недоуменно покрякав, Мэй ест чип.

Впрочем, ряд сомнений в девицу все же заронен. Ведь она знакомится с таинственным черным мужчиной Ти (Джон Бойега), который слегка приоткрывает полог секрета фирмы, без огонька и убежденности поучая, что совы не те, кем кажутся, глянцевые заботы "Сферы" о цивилизации - с гнильцой, попахивают заговором, да и вообще не о таком он мечтал, когда изобретал прогрессивную беспроводную микрокамеру с умопомрачающим разрешением (гуголь пикселей на квадратный нанометр).

"О, так это ты тот самый Ти, который изобрел прогрессивную беспроводную микрокамеру с умопомрачающим разрешением (гуголь пикселей на квадратный нанометр) - бич всех тиранов и террористов?!" - умиляется Гермиона. "Да", - печально отвечает Боейега и сакрально скрывается в сумраке.

Что делает Мэй? Бросается крушить киянкой серверную, прославляя древних луддитов? Гуглит исподнее Бэйли? Увольняется и выпиливает свой аккаунт? Отнюдь! Мэй, недоуменно покрякав, продолжает с любовью смотреть на Бэйли, чем дольше по фильму, тем шибче по нарастающей смахивающего на CEO-карикатуру (болельщики гик-ситкома "Кремниевая долина" - готовы спорить - все без малого два часа ленты ухмыляются в бороду). Более того - соглашается участвовать в эксперименте компании по дальнейшему опрозрачниванию, дав "добро" носить на себе знаменитую прогрессивную беспроводную микрокамеру с умопомрачающим разрешением (гуголь пикселей на квадратный нанометр) круглосуточно. Тем суть выставив всю свою жизнь - от и до - на всепланетарное обозрение (кроме трех минут, на которые она ее выключает, отправляясь в нужник), уйдя на заклание добровольному шоу Трумана, в сольный "Дом 2", в круглосуточное эскалированное реалити "За стеклом" без купюр.

В результате ее сторонится бойфренд, подруга и даже собственные родители, в которых она этой своей камерой теперь тычет.

Ну и, понятно, зреет катарсис. Нет, даже так: Зреет Катарсис. По форме - чисто дуриан.

Так о чем же кино? Чему-то нас учит художественный фильм "Сфера", про который было столько разговоров в профильной периодике? Кино - о том, что человечество делится на скопофилов и эксгибиционистов, что все медиа - тотальный самоедский Большой брат, электронный упырь, хищная и циничная пляска на крови. А еще о том, что мы в полушаге от мира победившего киберпанка - стоит лишь тетиву натянуть. То есть - те еще бесценные откровения.

В сухом же остатке - томительно вялый разговорный IT-производственный триллер "поколения Facebook", личинка антиутопии, у которой так и не получилось вылупиться и стать полноценным кусачим насекомым. А про родивший дохлую мышь финал истории так и вовсе даже упоминать неудобно. Поэтому не станем.

2.0