- Кони - они как дети. Больше всего любят бегать, - улыбается Татьяна Уланова.
Она родилась в небольшом городке Александровске-Сахалинском. Когда ее сверстницы играли в куклы и больничку, Таня все свободное время проводила на конюшне.
О лошадях могла рассказывать часами взахлеб.
После окончания школы выучилась на повара, вышла замуж, родила двоих детей. Начались 1990-е, которые справедливо называют "лихими". Татьяна перебралась в Южно-Сахалинск, в большом городе легче было выжить. Устроилась продавцом - работала на "хозяина".
- Как жили, вспоминать не хочется. Таскала сумки неподъемные. Иногда ужинали хлебом, который макали в подсолнечное масло, и запивали пустым чаем, - вспоминает она.
Семья снимала деревянный домик на окраине Южно-Сахалинска. Первым заметным приобретением Улановых стала лошадь с жеребенком. С ними пришло настоящее счастье. Татьяна и дети часами не отходили от питомцев.
Как-то увидела она в поле пасущегося жеребца и замерла соляным столбом. Конь был необычайно красив и статен. Длинная грива, дикий взгляд. Нашла хозяина этого чуда. Тот согласился продать животное. Сказал, что жеребец не объезжен и имеет жуткий характер. Цену на Каспера - так звали коня - выставил как на среднюю иномарку. Большую часть суммы Татьяна взяла в долг.
- Жеребец напоминал извергающийся вулкан. Он подо мной вставал, делал такие "свечки", что, казалось, остановится сердце. Как я цела осталась - не знаю. Чудом, наверное, - смеется Татьяна.
Она покорила эту необузданность и сумасшедший природный темперамент.
Детская любовь Татьяны Улановой к лошадям переросла во взрослое увлечение, которое потом стало самым настоящим делом жизни. Она организовала и возглавила конно-спортивный клуб "Золотой мустанг", который сегодня бесплатно квартирует в помещении одного из бывших совхозных телятников в пригороде Южно-Сахалинска.
"Золотой мустанг" - это пятьдесят лошадей и несколько человек, во главе с Татьяной Улановой.
О каждой лошади она может рассказывать подробно с трогательными деталями, словно о родном человеке. Красавица Эсмеральда очень не любит фотографироваться, от щелчка фотоаппарата шарахается как от выстрела. А Чайка справила тридцать восьмой день рождения - такой возраст для лошади, как сто лет для человека.
- Она у нас в тридцать один год стала мамой, ожеребилась. Очень крепкая. Мы на Эсмеральде уже не ездим, бережем. Лошадка живет в свое удовольствие, - улыбается Уланова.
Члены клуба - неизменные участники и частые победители всех островных конноспортивных соревнований. Но "Золотой мустанг" известен на Сахалине не только этим. Здесь проходят реабилитацию дети, имеющие проблемы со здоровьем. Маленькие аутисты, малыши с задержкой речевого развития, больные детским церебральным параличом. Им всем показана иппотерапия - метод реабилитации, основанный на лечебной верховой езде.
- Результаты заметны, что называется, невооруженным глазом. Аутисты к нам приходят зажатые, как пружина. Некоторые в начале общения даже кидаются на тренеров. Но потом дети меняются просто на глазах, - говорит Татьяна.
Чтобы заниматься реабилитацией ребят, инструкторы "Золотого мустанга" прошли специальное обучение в Иркутске. Иппотерапия - услуга бесплатная, все расходы компенсирует правительство региона, выделяя специальные гранты.
Как счастливы были тренеры, когда их воспитанник, страдающий аутизмом, занял второе место на всероссийских соревнованиях по конному спорту, которые проходили в Подмосковье.
А как радовались родители девочки, больной ДЦП, когда она, ходившая с трудом, через несколько месяцев упорных занятий, терпения и преодоления, заняла четвертое место на всероссийских конно-спортивных состязаниях.
- А вы знаете, что лошади белыми не рождаются? - неожиданно спросила Уланова.
На мое растерянное "нет" она продолжила:
- Белые - это рано седеющие лошади. Обычно они становятся такими к десяти годам жизни.
Татьяна не может смотреть конные представления в цирке. Она знает, что терпят животные во время постановки красивых шоу, как им достается…
Уланова убеждена: лошадей бить нельзя категорически. Строгое обращение терпят только кони определенного склада характера.
- Лошадь можно ударить только тогда, когда она угрожает вашей жизни и здоровью, - говорит глава "Золотого мустанга".
Кони очень умные животные, твою неуверенность чувствуют сразу. Если наездник неопытный, запросто могут не выполнять его команды, а в летнюю жару - завалиться в речку вместе с перепуганным седоком.
В ХХI нановеке люди все больше и больше тянутся к этим большим и красивым животным. Многие горожане приходят в клуб с желанием прокатиться на коняжке или просто полюбоваться, погладить, показать детям. Частыми стали экскурсии на лошадиную ферму.
"Золотой мустанг" поддерживают власти региона. Клуб освобожден от арендной платы за "лошадиные квартиры" и пастбища.
У Татьяны Улановой не бывает выходных и отпусков. Она говорит, что лучше Сахалина земли не знает, поэтому к далеким берегам ехать совсем не хочется.
- Таких сопок и моря, как у нас, нет нигде. Вы что?! - машет она рукой.
А умные лошадиные глаза, смотрящие в глубину твоей души, и мягкий бархат губ, доверительно берущих корм с твоей ладошки - это и есть тот самый миг, который для нее зовется счастьем.
Александр Якуш, и. о. министра сельского хозяйства Сахалинской области:
- Конно-спортивный клуб "Золотой мустанг", возглавляемый Татьяной Улановой, уникальный. Его сотрудники делают большое и настоящее дело, занимаются реабилитацией больных детей. А взрослым прививают любовь к одному из самых благородных животных на земле - лошади.