С 2009 года в группе остался сугубо женский состав, но музыка стала жестче, а популярность еще больше. Сотни выступлений в Сибири, всевозможные фестивали, зарубежные гастроли. Площадки - от городских ДК до стадиона в Омске и Оперного театра в Новосибирске.
С Иларией Калмазан, Елизаветой Крыловой, Натальей Григорьевой я встретился в одном из новосибирских кафе, выдержанном в советском стиле: на стенах плакаты и лозунги, фотографии, предметы быта. На экране - черно-белый фильм про колхозников. Обстановка, что называется "в тему" - клип группы "И Ленин такой молодой" набрал на Ю-Тубе уже больше 2,3 миллиона просмотров.
Музыкальные консерваторы обвиняют вас в безвкусии и вульгарности. А какие грехи "Силенциуму" приписывают пользователи Интернета?
Наталья Григорьева: Нас в чем только не обвиняют. Например, некоторые коммунисты считают, что в клипе мы надругались над святой идеей.
Елизавета Крылова: Люди докапываются до мельчайших деталей. Мол, юбки не той длины, косметика не такая, как надо, пилотки не так надели. "Столбы на железной дороге у вас с красными полосками, а таких раньше не было". "Почему у инженера на голове оранжевая каска?" "Почему сварочный аппарат на советском заводе современной модели?". Как будто у нас возможности как у Голливуда. Но мы же не документальное кино снимаем.
Ваши видеоклипы на советскую тематику пользуются огромной популярностью. В чем причина такого огромного интереса - помимо, конечно, гениальной музыки Александры Пахмутовой?
Григорьева: Дело в том, что масса людей недовольна тем, как мы сегодня живем. Для многих СССР стал образом потерянного рая, в котором нет социального расслоения, где один не плюет на другого, где каждый может добиться больших успехов. И чем мы дальше от советской эпохи, тем более привлекательной она кажется. Плохого-то мы уже почти не помним.
Илария Калмазан: Но клипы с советскими песнями нравятся не только взрослым или пожилым людям, они популярны и среди молодежи. Сколько нам за последнее время рассказали о нынешних стройотрядах и пионерах!
Расскажите, как вы снимались в клипе "Северное сияние" в Горном Алтае.
Калмазан: Это было настоящее приключение. Поехали на машине вместе со съемочной группой и собакой, которая всю дорогу лаяла.
Крылова: Было очень холодно! У нас есть видео о том, как снимался клип. Видно, как мы закоченели в своих сценических костюмах. Руки и губы посиневшие. Закончили съемки на вершине горы, надо уезжать, а автобуса нет - спускались пешком.
Григорьева: Синоптики обещали температуру минус 5-10. Но когда приехали, было минус 25 градусов. Еще и снимать пришлось рано утром - к вечеру надо было вернуться домой. Условия спартанские, но на душе все равно было весело. И никто не простыл, наоборот иммунитет укрепили. Мы туда еще вернемся. Горный Алтай - магическое место, там по-другому начинаешь смотреть на мир. Получаешь мощнейшую энергетическую подпитку.
А как ваши поклонники оценили "Мурку"?
Крылова: Мы хотели в этом клипе пошутить по поводу пристрастия части публики к этой теме. А "Мурку" принялись разбирать на полном серьезе. Одни стали говорить, что это лучшее из того, что мы делаем. Другие наоборот крест на нас поставили: "Я думал, вы серьезные музыканты, а вы…".
В раннем периоде творчества ДДТ есть песня "Революция". Ряд строчек из нее я бы вас попросил прокомментировать. Первая: "В этом мире того, что хотелось бы нам, нет".
Хором: Не согласны!
"Мы верим, что в силах его изменить".
Хором: Да!
И еще: "Так что же нам делать? О чем же нам петь?".
Григорьева: Петь надо всегда о высоком и главном.
Елизавета Крылова и Илария Калмазан (Смеясь): А главное у нас любовь, комсомол и весна!
Чего в наше время больше всего не хватает нашему обществу?
Крылова и Калмазан: Доброты, сплоченности, честности.
Григорьева: Николай Константинович Рерих считал, что во всем, прежде всего должна быть красота. Это касается не только пространства, но и общества. Я не вижу никакой красоты в обществе, где один в помойке роется в поисках еды, а другой на "Мерседесе" разъезжает. Это некрасиво и несправедливо.
Крылова: А еще современному обществу не хватает умения видеть истинную красоту.
Калмазан: Упор делается на внешнюю красоту - шикарные вещи, косметика, тряпки и прочее. Но за всем этим ничего нет, пустота.
В клипе "Любовь, комсомол и весна" преподаватель столичной консерватории хвалит героиню Иларии Калмазан за тонкую интерпретацию Прокофьева. А что в реальности говорят о вас педагоги Новосибирской консерватории?
Калмазан: У нас с Елизаветой был один и тот же педагог - ему нравится то, что мы делаем. А в музыкальной школе, где я училась, даже заявили, что гордятся мной.
Учеба и последующая жизнь часто сильно разнятся. Что дало вам обучение в консерватории?
Григорьева: Самое главное - профессионализм. В техническом плане от нашей игры требуется безупречность. Звук должен быть красивым, чистым, ритмичным.
Крылова: Должна быть идея. В любое выступление, в любой клип стараемся вкладывать часть своей души.
Калмазан: Есть один момент, в котором мы расходимся с нашими преподавателями. В консерватории от нас требуют академизма: стой ровно, играй в такой позе, никаких шевелений. Но кому интересно смотреть на "стоящие столбы"? Играть надо артистично! При этом совместить технику игры с пластикой, движением очень тяжело. Наташа вообще стоя играет, хотя с виолончелью принято сидеть.
Григорьева: Мы много работаем над построением композиций, движением по сцене, синхронностью наших действий. Сами все делаем, до всего своим умом доходим.
Что помимо музыки нужно музыканту для самосовершенствования и творческого роста?
Григорьева: Мне кажется, любому гуманитарию нужно знать, прежде всего, историю и философию.
Калмазан: Интересуюсь кино и особенно изобразительным искусством - иногда оно мне нравится даже больше, чем музыка. Обожаю театр - люблю смотреть, как люди играют не на музыкальных инструментах, а "на себе".
Крылова: Ну и художественную литературу надо читать. Хотя бы для того, чтобы выражаться грамотно.
Какая работа интереснее - концертная или в студии?
Хором: Конечно, концертная. Студийная работа слишком монотонна. Приятно, когда на концерте мы пробуждаем в людях эмоции.
Крылова: После концерта может подойти мужчина брутальной внешности и выразить восхищение музыкой Вивальди. Некоторые плачут. Бывает, люди сидят на полу, потому что в зале нет свободных мест. Семьи подходят с ребенком и говорят: "Наш сын учится играть на скрипке - он восхищается вами". Или: "Мы теперь своего ребенка на скрипку отдадим".
"Силенциум" - женский коллектив. Как вы умудряетесь не разругаться?
Крылова (Со смехом): Кто сказал, что мы не ругаемся?
Калмазан: Но мы отходчивые люди. Поссоримся и через час помиримся. Знаем особенности наших характеров и поэтому спокойно относимся к каким-то вспышкам. С Лизой мы уже 10 лет дружим. Вот и Наташу с собой пять лет назад взяли.
Григорьева: В "Силенциуме" было два женских состава. Первый разругался и разбежался. А нынешний - работает с 2012 года. Мы незлопамятные, беззлобные и может быть даже немножко мудрые.
Откройте секрет: какая песня ляжет в основу вашего следующего клипа?
Григорьева: "Прекрасное далеко". Летом будем делать.
Насколько вы финансово независимы, можете ли играть только там, где хотите?
Григорьева: Даже не мечтаем об этом. Работаем, работаем и работаем.
Крылова: Стараемся все-таки играть только то, что любим, исходить из внутренних предпочтений. Хочется, конечно, радовать всех.
Калмазан: Но мы не идем на поводу у тех, кто просит сыграть, к примеру, "Рюмку водки на столе". Стараемся балансировать на грани той музыки, которая нравится и нам, и нашим слушателям.
Справка "РГ"
Группа "Silenzium" создана в 2004 году бывшими студентами Новосибирской консерватории. Название было взято из стихотворения Федора Тютчева "Silentium!". "Тишина - это лучшая музыка, потому что вся музыка рождается из тишины. Даже когда вокруг безмолвие, музыка уже есть. В душе", - пояснила основатель группы, композитор и аранжировщик Наталья Григорьева. Название группы решили писать через букву "Z" - так интереснее, оригинальнее и загадочнее. Грамотные люди обязательно спросят про путаницу с буквами.