издается с 1879Купить журнал

Бой Василия Елесина

Карельский поисковик ищет родственников погибшего в годы финской войны штурмана

04 мая 2017

Житель карельского поселка Вяртсиля Василий Елесин восстанавливает имена советских летчиков, погибших в годы "зимней" войны 1939-1940 годов. Благодаря ему и поисковикам родственники смогли узнать, где нашли последнее пристанище их деды, а на месте крушения бомбардировщика появился скромный памятник. Сейчас Василий Федорович разыскивает близких еще одного воина.

Все началось с того, что житель Вяртсиля рассказал Елесину, что в 2006 году снял с военного самолета пулемет с патронами, а найденные там же останки выбросил в протекающий рядом ручеек. Василий Федорович подумал: какая разница, чьи они - русского или финна? Нашел останки, съездил в Финляндию к хорошей знакомой Марине Вяюрюнен и все рассказал. Марина познакомила с финским поисковиком Эсой Халттуненом. Вместе и стали искать данные о летчиках и самолете.

- Летом 2007 года я серьезно заболел и решил, что надо успеть закончить земные дела, которые откладывал на будущее. И одно из них - раскопать тот самый сбитый в годы войны самолет, который лежал в болоте в 20 километрах от Вяртсиля. По надписям на английском и финском языках предположил, что это финский самолет. А когда уехал в Петрозаводск проходить очередной курс химиотерапии, прихватил с собой и найденные косточки, сдал их в судмедэкспертизу, - рассказал корреспонденту "РГ" Василий Елесин.

А потом позвонила Марина Вяюрюнен и сообщила, что пилот того самого финского бомбардировщика английского производства "Бристоль Бленхейм" Пааво Алава жив, а вот двое других погибли. Тогда Елесин, сотрудник Карельской таможенной службы в отставке, оформил все документы и вывез останки финского летчика на родину для захоронения. Кстати, в 2008 году в Суоми Василий Елесин встретился с финским пилотом Пааво Алава.

После этого, решив, что судьба неспроста продлила ему жизнь, занялся поиском сбитых самолетов и восстановлением имен летчиков. Узнал еще об одном сбитом в годы войны самолете. Помог Елесину известный в Карелии авиапоисковик Алексей Дмитренок. Он же сообщил, что житель Луганской области Вадим Соловьев долгое время разыскивает место гибели своего деда - командира бомбардировщика. Случилось это в 1940 году, и все следы сходятся в том самом квадрате, который указал Елесин.

Так стали известны подробности фронтового эпизода: 20 января 1940 года две эскадрильи 27-й дальнебомбардировочной бригады в количестве 16 самолетов взлетели с аэродрома города Пушкина под Ленинградом. Они направились к населенным пунктам Хаапамяки и Тампере на территории Финляндии. В карельском поселке Вяртсиля, а до марта 1940 года он входил в состав соседней страны, у финнов был военный аэродром. Истребителей подняли на перехват советских бомбардировщиков. Финский летчик в рапорте после боя указал, что сбил самолет и видел парашют.

За штурвалом дальнего бомбардировщика находился командир - старший лейтенант Иван Соловьев 1912 года рождения, уроженец деревни Гусевка Тверской области, и штурман - старший лейтенант Александр Гарусин 1906 года рождения из деревни Троица Смоленской области. Парашютистом у них был стрелок-радист старшина Василий Кирсанов, 1913 года рождения из Рязанской области. Все это рассказал внук командира самолета - Вадим Соловьев, приехавший на место гибели деда.

- Самолет был подбит и горел еще в воздухе, но не рухнул, а сел брюхом в лесу. По архивным документам, боевую машину и останки двух летчиков обнаружил в октябре 1940 года пограничный наряд. Их вынесли к дороге и похоронили. Причем по православному обряду. Об этом мы узнали, когда в августе 2013 года Вадим получил разрешение на эксгумацию и могилу вскрыли, - продолжает рассказ Василий Елесин. - Оказалось, что похоронены двое летчиков, а раньше считали, что один, и поэтому памятник в 2010 году поставили одному. Проведенная в дальнейшем экспертиза ДНК подтвердила, что один из погибших летчиков - дед Вадима: Соловьев Иван Михайлович.

Как предполагает бывший таможенник, второй летчик - с большой долей вероятности штурман Гарусин. Тогда же, в августе 2013 года, на сохранившемся бомболюке самолета обнаружили и бортовой номер - 1410. От самой боевой машины практически ничего не осталось. В начале семидесятых годов прошлого столетия на боевую машину наткнулись военные строители, они пытались вытащить ее, но не смогли. А дальше поработали охотники за металлом.

- Внук командира самолета нашел своего деда, и так хочется, чтобы и потомки штурмана узнали, где могила их родственника, а родные стрелка-радиста рассказали что-то новое о нем. Я же прошлым летом шесть раз ездил почти в тот же район, где, по рассказу знакомого, бывшего летчика, находятся останки еще одного боевого самолета - истребителя И-16. Пока, кроме осколков бомб, ничего не нашел, - говорит Василий Елесин.