10.05.2017 14:53
    Поделиться

    Кичин: Дондурей был выдающимся социологом культурных сфер

    Пишут: кинокритик. Но это значит страшно заузить истинный диапазон того, что делал Дондурей в жизни нашей культуры и нашего общества. Да, он досконально знал искусство кино и понимал его специфику. Журнал "Искусство кино" под его руководством стал одним из лучших киноизданий мира. Даниил его оберегал от наскоков кинематографических бюрократов, как мог - и это была по-настоящему подвижническая работа.

    Но это далеко не все.

    В наше околокультурное безумие Дондурей вселял важную толику разума. Он был прирожденный дипломат и умел убеждать оппонентов (их бездна) и аргументами и фактами. А главное - неумолимыми цифрами: он был выдающийся социолог культурных сфер. Он знал все про то, как воспринимает искусство публика. Он знал великолепно механику работы явлений культуры в массах. Знал невидимые течения и подводные камни и постоянно предостерегал слепоглухих капитанов, вечно норовящих потопить бездумно вверенные им "Титаники". Заменить такого лоцмана теперь некем - дальше будем пилить по бурям вслепую.

    Он идеальный образец русского интеллигента. Он был философ. Он был мудр. К нему не прилипал общепринятый теперь цинизм - он все принимал близко к сердцу, иногда было непонятно, как сердце выдерживало эти постоянные диалоги с оппонентами, неспособными внять очевидному и понять простейшее. Как оно умело убеждать - возможно, вот этой горячностью, этой всем слышимой пульсацией живой крови.

    Он отдавался этому самоотверженно и безоглядно. Никогда не забуду, как горячо Дондурей поддержал обе наши инициативы по созданию первого в стране интернет-кинофестиваля "Российской газеты" "Дубль дв@", а затем по организации нового большого кинофорума в Екатеринбурге. И он сам прилетел на Урал, чтобы на первом Уралкинофесте провести первый "круглый стол". И его журнал щедро предоставил анализу этого опыта свои страницы.

    Даниил Дондурей был постоянным и любимым автором "Российской газеты", а его статья "В поисках сложного человека" ("Как спасти культуру для тех, кто хочет думать и сомневаться"), написанная в содружестве с Кириллом Серебренниковым, стала этапной публикацией и для газеты и для целого общества; и деятели искусств и читатели активно продолжили начатую дискуссию. Перечитывать ее сегодня горько: зерна упали на уже обезвоженную почву.

    Его слушали власти. Он входил в Президентский совет по культуре, и нынешняя утрата будет отзываться в судьбах нашего искусства, боюсь, еще очень долго. "Какой источник разума угас, какое сердце биться перестало"… - извините, но эти великие строчки и про таких, как он. Потому что Даниил Дондурей из редкой породы совершенно незаменимых.

    Невероятно горько.

    Поделиться