Когда близкие тебя не понимают или не хотят слышать, когда родные люди становятся врагами и довериться им уже невозможно, на выручку подростку приходит психолог. Об этом - наш разговор с Лидией Захаровой, заведующей отделением психологической помощи по телефону, действующим в структуре краевого государственного бюджетного учреждения социального обслуживания "Краевой центр семьи и детей".
Скажите, за психологической помощью к вам обращаются исключительно дети?
Лидия Захарова: За семь лет существования нашей службы - а открылись мы в 2010 году при непосредственном участии российского Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации и министерства социальной политики Красноярского края, - случалось всякое. Основное количество звонков, примерно 75 процентов, конечно, от 13-17-летних подростков. Но, бывает, помощи у нас ищут даже те взрослые, у кого вообще нет детей.
Например?
Лидия Захарова: Два года назад, в 2015-м, много говорилось об экономическом кризисе. И на наш телефон доверия буквально обрушился вал звонков от 25-45-летних мужчин, которые были в панике от сложившейся ситуации и не знали, что им делать. Вплоть до суицидальных мыслей. Выслушивали, успокаивали…
Но вы же - детский телефон доверия?
Лидия Захарова: Конечно. Но когда звонящий говорит о таких страшных вещах, мы уже не делим собеседников на детей и взрослых, перед нами стоит другая задача - снять у человека острый стресс. Вот когда услышим по голосу в трубке, что эмоциональный фон собеседника нормализовался, тогда уже предлагаем помощь очного психолога или социальной службы. Это несложно, ведь у нас есть большая база телефонных номеров, разумеется, бесплатных, по которым может обратиться каждый, кому требуется помощь.
Кстати, удивительно, но нам редко звонят родители. Причин здесь, мне кажется, несколько. Кому-то проще придти и поговорить с психологом напрямую, а не по телефону. Другие вообще скептически относятся к этой идее, даже не понимая разницы между психологом и психиатром: "Ага, ребенок позвонит, а его потом в "психические" запишут!"
Есть и такие, кто боится, что за любым звонком сына или дочери последует неминуемое наказание для родителей: придут органы опеки, скажут "Вы не справляетесь со своими обязанностями!" и отнимут ребенка. Разубеждаем, рассказываем про три главных принципа нашей службы - мы работаем бесплатно, круглосуточно и, главное, анонимно. Что в себя включает анонимность? Звонящий не сообщает свое имя и место жительства, а мы его об этом не спрашиваем.
И это правило никогда не нарушается?
Лидия Захарова: Единственное исключение - если речь идет о жестоком обращении в семье. Например, позвонил подросток и рассказал, что его только что жестоко избил пьяный отчим. Если в ходе разговора психолог понимает, что рукоприкладство вот-вот может повториться, приходится идти на крайние меры, просить ребенка назвать свое имя и адрес и тут же сообщить об ЧП в полицию. Однако, уточню, что каждый подобный случай тщательно проверяются, - случалось, что дети таким образом оговаривали родителей ради "шутки".
Понятно, что основной ваш контингент - подростки. А маленькие дети пользуются услугами телефона доверия?
Лидия Захарова: Случаи, когда звонят дети младше семи лет, можно пересчитать по пальцам. Помню, как-то раз наш телефон набрала мама, после чего передала трубку ребенку. Оказалось, у малыша умер кролик, он плакал и не знал, как смириться с потерей близкого существа. Родительница, не в силах справиться с ситуацией сама, верно решила, что общение с психологом поможет сыну успокоиться. Еще звонил маленький мальчик в панике, что он остался один в квартире, а мама не берет трубку и не возвращается. Разговаривали с ним, пока дома не появился кто-то из взрослых. Однажды приводили в чувство девочку, очень переживавшую, что поругалась с подружкой.
За семь лет работы телефона доверия изменился ли круг тем, которые тревожат ребят?
Лидия Захарова: Изменилась только материальная составляющая. Если раньше школьники комплексовали из-за того, что родители не покупают им модные джинсы или кроссовки, то теперь весь вопрос в гаджетах: дорогой телефон, "навороченный" планшет… Круг духовных тем остался прежним. Подростков по-прежнему волнуют "вечные" вопросы: жизнь, смерть и любовь, принятие собственного "я".
Какими качествами должен обладать телефонный консультант, чтобы работать с детьми?
Лидия Захарова: У нас - только квалифицированные психологи, с дипломом вуза. Причем сначала каждый обязательно должен пройти проверку: а сможет ли он вообще работать на детском телефоне доверия, выдержит ли стресс? Ведь такая форма работы психолога имеет свои особенности, нужно найти подход к человеку, не видя его, слыша только голос. Кроме того, существует специальный наставник-методист, который следит за консультантами для профилактики эмоционального выгорания.
Откуда дети узнают номер телефона доверия?
Лидия Захарова: Очень выручает социальная реклама. Кроме того, приближается 17 мая - международный день детского телефона доверия. К этому дню мы ежегодно проводим в краевом центре акции на площади напротив памятника художнику Андрею Поздееву и в зоопарке "Роев ручей". Раздаем листовки, сувениры, рассказываем о том, как работает телефон доверия, поясняем горожанам, в каких случаях звонок нам бывает незаменим. Кроме того, психологи краевого центра семьи и детей постоянно проводят занятия с детьми и подростками, как в Красноярске, так и в районах края, сотрудничаем со школами.
Сейчас много говорится о так называемых "группах смерти". Приходилось ли сталкиваться с этим явлением вашим специалистам?
Лидия Захарова: Да, были звонки, в основном от перепуганных родители, узнавших о существовании таких "групп". Мы успокаивали пап и мам, объясняли, как надо наблюдать за ребенком, чтобы вовремя заметить опасность. Самое главное, следить, не изменился ли режим сна подростка, ведь общение в этих "группах" в основном происходит ночью. Если в телефоне или компьютере школьника обнаружилась тревожная переписка, нужно незамедлительно сделать скриншот страницы и написать заявление в правоохранительные органы. А вообще, надо понимать, что "группа смерти" - это всего лишь катализатор. Бороться тут надо в первую очередь с причиной, а для этого родитель должен понять, откуда у ребенка возникли суицидальные мысли. Может, из-за того, что он не получает достаточно тепла и внимания дома?..
Денис Богданов, заместитель министра социальной политики Красноярского края:
- Считаю, что такая служба жизненно необходима и за годы работы доказала свою эффективность. Это самая доступная психологическая помощь, которой можно воспользоваться в любое время и в любом уголке Красноярского края.
Ежегодно на номер 8-8800-2000-122 поступают около 30 тысяч обращений от подростков и взрослых. Специалисты их анализируют и получают срез тех проблем, которые существуют в молодежной среде, какие основные вопросы волнуют подростков, что для них актуально в настоящий момент. Это позволяет корректировать направления профилактической работы специалистов учреждений социального обслуживания.
Анализ вопросов, поступающих на детский телефон доверия, востребован не только в подведомственных министерству социальной политики края учреждениях. Его часто используют в работе правоохранительные органы, комиссии по делам несовершеннолетних, министерство образования другие заинтересованные ведомства.
Бесплатные телефоны помощи детям и родителям в Красноярском крае:
Детский телефон доверия в Красноярском крае
8-800-2000-122
Телефон доверия по вопросам беременности в трудных жизненных ситуациях
8-800-2000-507
Линия помощи "Дети онлайн"
8-800-25-000-15
Уполномоченный по правам ребенка в Красноярском крае
8 (391) 211-41-64
Телефон доверия "Право на здоровье" (по медицинским вопросам)
8-800-700-0003
Телефон доверия ГУВД и МВД России по Красноярскому краю
8 (391) 245-96-46
Общественная приемная для детей и их родителей
8 (391) 237-60-22