- Гиблое дело, если учитель затаил обиду. Проступок ученика может тебя сильно задеть, но обижаться на него категорически нельзя, - считает Виталий Дмитриевич Гапоненко.
Его "педагогическая поэма" началась сравнительно поздно, но уйти от судьбы было невозможно.
Родился Гапоненко в послевоенном Южно-Сахалинске. У них во дворе жили еще не уехавшие на родину японские семьи. Свое детство он описывает одним словом - свобода.
Мальчик очень много читал, "глотал" фантастику и упивался романами Ивана Гончарова. Драться никогда не умел, но дворовые друзья часто выбирали его третейским судьей при решении ребячьих споров.
В девятом классе Виталий неожиданно увлекся парашютным спортом.
- Каждый прыжок - это преодоление страха, фантастический выброс адреналина, - говорит Гапоненко, который более 200 раз испытывал ни с чем несравнимое чувство полета под куполом.
Сахалинские пацаны советской поры часто "заболевали" морем. Большую часть детства они проводили на побережье. Море их развивало, превращало в романтиков и манило в свои просторы.
Не стал исключением и Виталий Гапоненко. Его первый "университет" - мореходное училище в Невельске, после окончания которого он получил диплом судового механика.
Все свободное время в многомесячных рейсах Гапоненко проводил за книгами. Тогда моряк и решил поступать на географический факультет Южно-Сахалинского пединститута. Учился заочно, в перерывах между рейсами.
- Я так влюбился в педагогику, что порой думаю - а было ли у меня морское прошлое? - улыбается учитель Гапоненко.
Преподавательскую карьеру он начал в одном из СПТУ Южно-Сахалинска. Первый урок провел в тридцать шесть лет. Контингент там учился сложный, почти как как у знаменитого Антона Макаренко...
Своих неслухов Гапоненко начал водить по самым красивым местам Сахалина. Эти походы были увлекательными путешествиями. Виталий Дмитриевич часами рассказывал обо всем, что попадалось на пути. Мальчишки слушали, затаив дыхание, домой возвращались уже совсем другими людьми. Авторитет учителя стал для них непререкаемым.
Однако Сахалина Гапоненко оказалось мало, и он со своими учениками объездил разные уголки России. Как-то раз путешественники добрались до Румынии. Все маршруты разрабатывали вместе, деньги для поездок дети зарабатывали на производственной практике.
Неутомимый учитель географии поступил в Киевский университет и стал заочно изучать японский язык и литературу. В 1992 году Виталий Гапоненко получил заветный диплом.
- Если я чем-то увлекаюсь, то всерьез и по-настоящему. Страна восходящего солнца меня просто покорила, - говорит Виталий Дмитриевич.
С портрета на нас смотрит симпатичная миниатюрная женщина. Поймав мой взгляд, Виталий Дмитриевич с теплотой произнес:
- Это Верочка.
Помолчав, добавил:
- Моя Верочка.
Однажды удалой моряк Гапоненко увидел в ресторане хрупкую девчонку и не смог пройти мимо. Любовь была просто сумасшедшая. Когда играли свадьбу, под сердцем Вера уже носила сына.
- Молодые были, вместо крови кипяток бежал по жилам, - заговорщицки подмигивает Виталий Дмитриевич.
Их сорокалетнее счастье оборвалось пару лет назад, когда Веры не стало.
Жене он благодарен за многое, и прежде всего - за понимание. Она поддерживала все интересы мужа.
Неугомонный Гапоненко взял и выучил польский язык. Так, для кругозора. Об этом узнали в обкоме партии. Позвонили учителю и рассказали о письме одного чеха, который начитался Чехова и влюбился в Сахалин. Хочет приехать на остров, но здесь нет переводчика. Выручишь? Ведь где польский, там и чешский.
С тех пор тот любопытный чех на Сахалине побывал семнадцать раз, и все время проводил в компании Виталия Дмитриевича. Они практически весь остров исколесили на велосипедах. Много раз Гапоненко бывал в Чехии у друга в гостях:
- Он обыкновенный лесник. Очень интересный человек, бесконечно влюбленный в Россию.
Виталий Дмитриевич много лет преподавал японский язык в Восточном лицее Южно-Сахалинска, а сегодня он учит детей основам безопасности жизнедеятельности в одной из гимназий островной столицы. Ребятня его обожает. Дальние и ближние походы с Виталием Гапоненко для детей как внеклассный "десерт".
- Это не просто вылазки на природу. Я детей жизни учу. Начиная с того, как правильно зашнуровать обувь и заканчивая тем, как нужно запекать рыбу в листе лопуха, - говорит учитель.
Он так и не научился делить учеников на плохих и хороших. Уверен - бывают дурными поступки, а не дети.
- Самый лучший способ не раздражаться на ребенка - вспомнить себя в его годы. И все быстро становится на свои места, - улыбается педагог Гапоненко.
Он убежден, что дети не меняются. Меняется только время. Несколько десятилетий назад у них были палки да рогатки. Сегодня электронные гаджеты.
Когда Гапоненко был курсантом мореходки, от кровопотери умерла его любимая учительница русского языка и литературы. Мальчишки всем курсом ходили сдавать для нее кровь. С тех пор для Виталия Дмитриевича это стало делом жизни. Он сдал 98 литров крови, стал почетным донором России.
Его самое большое богатство - книги, альбомы марок и бумажные деньги практически всех стран мира. Страсть к нумизматике у него давняя.
- Вот купюра достоинством в десять миллиардов. Она из Зимбабве, где инфляция просто полыхала. Я по этим деньгам мир изучаю, и детям рассказываю,- говорит Виталий Дмитриевич.
…На Сахалин пришло тепло, и Виталий Гапоненко снова оседлал любимый велосипед. Говорит, что болячек своих не знает. Правда, ездить стал не так быстро, как раньше. Возраст.
Недопитый чай безнадежно остыл, а мне хотелось все слушать и слушать учителя.
Прощаясь, я спросил его: "Вы счастливый человек?"
- Абсолютно! - не задумываясь, ответил он.
Наталья Мурашова, министр образования Сахалинской области:
- Про таких, как Виталий Дмитриевич Гапоненко, справедливо говорят: "Учитель от бога". Он человек редкого человеческого и педагогического таланта, который любит и знает Сахалин как никто другой. Его уважают несколько поколений жителей нашего острова.