Дважды в год в период ледохода и ледостава в Якутии возникает ситуация, когда переправиться через реки можно, используя суда на воздушной подушке (СВП). На линиях Якутск - Нижний Бестях и Кангалассы - Соттинцы два десятка таких "Хивусов" беспрерывно снуют между берегами, поэтому очередей на погрузку практически не бывает.
Но на этих маршрутах нет ни одной принадлежащей государственному или муниципальному предприятию машины, которая возила бы людей по официально установленным тарифам. Перевозками занимаются предприниматели, купившие дорогие суда за свои деньги и потому считающие, что вправе сами устанавливать расценки.
Из года в год на переправе повторяется одна и та же картина. Пока по разрушающемуся весеннему льду в состоянии ездить автомобили, создавая конкуренцию, владельцы СВП берут по тысяче рублей с человека. Но как только автоперевозки прекращаются, цена моментально удваивается.
"Сенокос" для судовладельцев длится всего несколько дней. Потом на реку выходят паромы, открывается навигация для маломерных судов, и хозяева ставят свои "Хивусы" на прикол до осени либо используют для случайных заработков. А с началом ледостава ситуация повторяется.
Нынешней весной правительство республики решило ее отрегулировать, причем сделало это неожиданно как для речников, так и для пассажиров. Как только перевозчики привычно подняли цену до двух тысяч рублей, было издано соответствующее постановление. На его основании в тот же день госкомцен Якутии своим приказом вернул тариф в тысячу рублей. Ослушникам пригрозили штрафом в 50 тысяч.
Такой штраф бригадиру перевозчиков выписывали уже дважды, тем не менее ни одного рейса по государственному тарифу судовладельцы не выполнили. А когда две пассажирки попытались заплатить по тысяче, ссылаясь на приказ Госкомцен, их просто не высадили на берег. Трап подали лишь после того, как перепуганные девушки расплатились сполна.
Попытки приструнить перевозчиков закончились тем, что они поставили все суда на прикол: мол, сломались, чинить надо. И хотя на обоих берегах скопилось множество пассажиров, полдня переправа не работала.
- Мы не лезем в карман к государству. Почему местные власти считают, что имеют право лезть в наши карманы? У нас нет сверхприбылей. На деньги, которые мы зарабатываем в эти несколько дней, нам надо кормить семьи целый год, - говорит бригадир перевозчиков Борис Строев.
В региональных органах власти считают иначе. В госкомцен республики полагают, что тариф в тысячу рублей покрывает все годовые затраты перевозчиков и плюс к этому дает прибыль, на которую можно безбедно жить.
- Правительство Якутии как субъекта, относящегося к районам Крайнего Севера, имеет право вводить госрегулирование и устанавливать тарифы на перевозку пассажиров судами на воздушной подушке, даже если из бюджета не выделяются субсидии. Поэтому, когда предприниматели необоснованно и резко увеличили цены, мы приняли соответствующее решение в целях социальной защиты населения, - заявила председатель Госкомцен Антонина Винокурова.
Такое право было дано региональным органам власти в далеком 1995 году постановлением правительства РФ. Почему же прежде про него никогда не вспоминали?
- Потому что это право, а не обязанность. Воспользовались им в этом году в связи с тем, что перевозчики за один день повысили тариф в два раза без видимых на то причин, - объясняет Антонина Винокурова.
Это довольно спорная аргументация. Для федеральных органов власти возможность регулировать цены на региональном уровне, действительно, является правом. Но ведь установление разумных пределов - не самоцель, а мера социальной защиты населения. И заниматься этим - прямая обязанность местных властей.
Может, раньше просто не было поводов для вмешательства? Ничего подобного. С момента появления судов на воздушной подушке предприниматели всегда взвинчивали тарифы вдвое, как только с реки исчезали конкуренты. Бывали цены и повыше, чем ныне. Но региональный минтранс, не имеющий на переправе ни одного альтернативного судна, каждый год выступал в роли чужого рупора - послушно озвучивал установленную судовладельцами стоимость проезда.
Сейчас и частники, и госкомцен утверждают, что их цена как раз и есть экономически обоснованная. Но и одна, и две тысячи рублей - слишком круглые суммы для того, чтобы претендовать на какую-то обоснованность. А если углубиться в историю вопроса, то расчет тарифа "с потолка" обеими сторонами становится очевидным.
К примеру, осенью 2012-го на сайте регионального минтранса было опубликовано объявление о том, что начались перевозки через Лену на СВП. "Стоимость проезда в один конец составляет 2500 рублей", - бесстрастно отметила пресс-служба ведомства. И это не вызвало возмущения ни у кого из чиновников. Тариф посчитали нормальным.
Между тем пять лет назад литр бензина АИ-92 в Якутске стоил 34 рубля 70 копеек. А сейчас его стоимость выросла в полтора раза, до 49 рублей. Но теперь региональное правительство объявило завышенной цену перевозки в две тысячи.
Впечатление такое, что спали, спали, спали, и никому не было дела до социальной защиты населения. А потом спросонья взялись ломать дрова.
Проверку происходящего на переправе начала республиканская прокуратура. В частности, надзорный орган намерен дать оценку действиям и бездействию исполнительной власти региона при организации транспортного сообщения на скандальных маршрутах. Кроме того, будет проверена законность принятых чиновниками решений.
Собственно, организации перевозок со стороны местных властей не было никакой. Переправу, соединяющую столицу республики с федеральными автодорогами "Лена" и "Колыма", отдали в монопольное ведение частникам. Лишь когда разгорелся скандал, нашли одно принадлежащее муниципалитету СВП и вывели его на маршрут для создания конкуренции двум десяткам судов. А почему оно раньше стояло?
В министерстве транспорта и госкомцен Якутии обещают, что к осени сформируют альтернативный флот.
- Есть предложения от других предпринимателей и администраций заречных улусов, готовых ездить по установленным тарифам. После введения альтернативных рейсов по государственным тарифам к нарушителям порядка ценообразования будут приниматься более жесткие меры, - заявила Антонина Винокурова.