Сначала в 7.30 по местному времени четверо вооруженных мужчин, переодетых в женские платья, открыли огонь в здании парламента Ирана. Иранские силовики оцепили здание, однако перестрелка продолжалась на протяжении нескольких часов. Все четверо нападавших были убиты. Спустя полчаса после первого нападения террористы атаковали священное для иранцев место - гробницу первого верховного лидера страны аятоллы Рухоллы Хомейни. Один из нападавших взорвал себя. Второй попытался скрыться, но был застрелен. При осмотре на нем также нашли пояс смертника. Наконец, третьего нападавшего силовикам удалось задержать. Министерство разведки ИРИ сообщило о задержании третьей группы боевиков, которые пытались устроить еще один теракт в Тегеране.
Президент РФ Владимир Путин направил соболезнования президенту ИРИ Хасану Роухани. "Эти преступления еще раз подтверждают необходимость наращивания международного сотрудничества в борьбе с силами террора", - сказано в телеграмме.
Теракты в Иране происходят крайне редко, но эта страна - с ее в основном шиитским населением - принимала участие в военных действиях против суннитских террористических групп, таких как ДАИШ, которые считают шиитов отступниками. Если информация о причастности ДАИШ к нападению в Тегеране подтвердится, то это будет означать, что эта террористическая суннитская группировка впервые осуществила теракт внутри шиитской мусульманской страны. Нападение боевиков произошло менее чем через месяц после переизбрания президента Хасана Роухани на пост президента Ирана.
Правительство во главе с Хасаном Роухани впервые пришло к власти после выборов в 2013 году. Он приступил к улучшению отношений с Западом, перезапустил международный диалог по ядерной программе Ирана. Но, как отмечают эксперты, внутренние политические разногласия Роухани с верховным лидером Ирана аятоллой Али Хаменеи, противником умеренной политики президента, остаются сильными.
Такого наглого и циничного нападения в самом центре столицы в Тегеране явно не ожидали. Нападение на мусульманскую святыню - мавзолей Хомейни - для иранцев имело ошеломляющий эффект. Первый верховный лидер Ирана аятолла Хомейни является едва ли не самой почитаемой фигурой в стране и был ее революционным лидером в 1979 году во время свержения шаха. В прошлом году иранские власти заявили, что они сорвали заговор суннитских боевиков с целью взорвать бомбы в Тегеране и других городах во время священного для мусульман месяца Рамадана.
Нападения на два из наиболее защищенных с точки зрения безопасности объекта в Иране, отмечают эксперты, должно встряхнуть Роухани, который позиционирует себя как реформатор, и его политических соперников среди непримиримых клириков и Корпуса Стражей Исламской Революции (КСИР), которые отвечают за национальную безопасность. Призвав иранцев к единству, один из главных советников Роухани Хамид Эбауталби похвалил в Twitter иранские службы безопасности. "Если бы это нападение произошло в любом другом городе Европы или в мире, то было бы много жертв. Похвала властям и стойкости наших революционных охранников, полиции и силам безопасности", - написал он. Два высокопоставленных иранских чиновника, попросившие не называть их имен, в интервью "Рейтер", напротив, заметили, что атаки на парламент и мавзолей приведут к поиску виновных и способны усугубить политический раскол между умеренным правительством Роухани и консервативными религиозными клириками. "Они (консерваторы) очень рассержены и будут использовать все возможности, чтобы изолировать Роухани", - сказал один из чиновников.
Другой источник заявил, что действия террористов и тех, кто их поддерживает, подтолкнут Иран к "более жесткой региональной политике". Министерство разведки ИРИ тем временем призвало людей быть бдительными и сообщать о любых подозрительных движениях.
Напомним, что на этой неделе верховный лидер Ирана аятолла Али Хаменеи сказал, что нападения ДАИШ в Европе и в других странах показывают, что западная политика на Ближнем Востоке провалилась. "Сегодня ДАИШ вытесняется из своей вотчины в Ираке и Сирии и движется в другие страны - Афганистан, Пакистан и даже на Филиппины и в европейские страны, - заявил Хаменеи в телеобращении. "Этот огонь, который (западные державы) сами воспламенили, теперь обернулся против них", - добавил он.