издается с 1879Купить журнал

Журнал "Родина" провел онлайн-презентацию номера о Большом терроре

08 июня 2017

Историко-просветительский журнал "Родина" при поддержке петербургской Президентской библиотеки имени Ельцина провел онлайн-презентацию свежего июньского номера, центральной темой которого стал Большой террор - термин, характеризующий период наиболее массовых сталинских репрессий и политических преследований в СССР 1937-1938 годов.

Видеомост связал Москву, Пермь, Екатеринбург, Красноярск, Уфу, Симферополь, Челябинск, Ростов-на-Дону, Нижний Новгород и Санкт-Петербург, где зародилась идея онлайн-презентаций новых номеров "Родины".

- На этот раз мы специально сделали жесткую обложку, поскольку столь серьезная тема требует соответствующего оформления, - рассказал главный редактор журнала Игорь Коц.

В номере Лев Аннинский рассуждает о том, чем был Большой террор в СССР тридцатых годов - разгулом кровавой диктатуры или непрекращающейся мировая войной. Юлия Колбина рассказывает историю платка, на котором пермский арестант-"антисоветчик" вышил послание сыну и выбросил его в окно с просьбой доставить по адресу. Но первый же прохожий поднял платок и занес его обратно в тюрьму, и тот стал "вещдоком". Вадим Эрлихман раскрывает детали биографии генерального прокурора Андрея Вышинского, руководившего открытыми процессами во время репрессий 1937 года в Москве. Однако самым ярким материалом, по мнению Игоря Коца, стала статья кандидата исторических наук Андрея Смирнова о полковнике Илье Дубинском - идеалисте-интеллигенте и убежденном большевике, вступившем в партию еще в 1918 году и попавшем под сталинский каток во время чисток в армии, но пережившем все невзгоды.

- Именно против таких, как Дубинский, и проводились репрессии. Сталин готовился к войне, ему нужны были абсолютно верные и на сто процентов надежные военачальники. А бойцы старой закалки, ставшие большевиками еще в Гражданскую войну, чувствовали за собой право оспаривать слова и поступки Сталина - таких он старался уничтожать. Дубинский был обречен. Не стоит забывать, что доказательная база всех обвинений 1937 - 1938 годов была ничтожной. Признания и доказательства добывались под пытками либо попросту фальсифицировались. Показания свидетелей и подследственных зачастую сочиняли и записывали в протокол сами следователи. Дубинский не признался. Чего ему это стоило, остается только догадываться, - отметил Андрей Смирнов. - При этом общий эффект от репрессий остается неоднозначным. Считается, что они привели к ухудшению выучки Красной Армии, однако подобные утверждения бездоказательны. Мы обнаружили, что после репрессий войска были подготовлены примерно так же, как и до них, а после 1937 года уровень образования в армии начал даже расти.

Впрочем, в номере есть место и для материалов, связанных с самыми разными эпохами российской и советской истории. Например, расследованию сахалинских поисковиков о судьбе партизанского отряда, который после поражения в Русско-японской войне 35 дней держал оборону от неприятеля. Или серьезное интервью, посвященное концерту хора Турецкого в Берлине, на котором россияне исполнили песни военных лет. Или познавательный материал о том, что полезного сделали большевики для экономики страны за три года Гражданской войны, оказалось, очень много.

Кроме того, прямо во время видеомоста возникла идея совместного проекта "Родины" и петербургской "Звезды" - одного из старейших журналов страны. Как рассказал специальный гость встречи, главный редактор "Звезды" Андрей Арьев, в прошлом году на ее страницах были опубликованы интереснейшие мемуары инженера Бруно Мейснера - сына известного народовольца и изобретателя ручной гранаты Ивана Мейснера. Почти 20 лет рукопись его воспоминаний лежала на полке, и вот теперь увидела свет. Русский немец Бруно Мейснер был арестован дважды: в 1937 году по сфабрикованному НКВД "Делу о вредителях" на Уральском вагоностроительном заводе а в 1941 году - как "немецкий шпион". Чудом не расстрелянный и выживший под пытками, он поклялся обязательно записать свою историю - и сдержал обещание. Записки подлинного русского интеллигента и патриота читаются как настоящий роман,  и в будущем, возможно, его историю расскажет и "Родина".

Как отметил Игорь Коц, подобные встречи с регионами имеют большую перспективу и уже сегодня начинают приносить свои плоды - благодаря им редколлегия журнала взяла в разработку несколько интересных тем, реализуя свое кредо оживления забытой или неизвестной истории на местах через призму людских судеб.

Центральной темой следующего июльского номера станет 200-летие первого выпуска Царскосельского лицея - в 1817 году его стены покинул 18-летний Александр Пушкин. Читатели "Родины" смогут узнать, что стало с его однокашниками из материала "29 друзей Пушкина".

Кстати

Президентская библиотека имени Ельцина начала оцифровку выпусков журнала "Родина". Теперь все посетители библиотеки смогут ознакомиться с материалами издания в читальном зале.