Не менее важно то, что отделенные друг от друга тысячами километров люди занимаются схожим делом, - они сохраняют культурное наследие, которое досталось им от предков. И не разделяют это наследие на "национальные квартиры". Сара Свидлер, руководитель организации попечительствующей Форту Росс, музею-заповеднику, где любовно восстановлен уклад жизни наших соотечественников более чем двухсотлетней давности, быстро нашла общий язык с директором музея-заповедника Изборск, старинной крепости с тысячелетней историей, Натальей Дубровской, - и началось сотрудничество, которое в конечном счете привело в Псков высокопоставленных дипломатов, региональных лидеров, руководителей крупнейших энергетических компаний, высококвалифицированных экспертов, директоров музеев.
Участники не производили впечатления людей, которые не читают газет и не смотрят телевизор. Но было ясно, что они видели свою миссию в сохранении той гуманитарной "горячей линии", отсутствие которой в долгосрочной перспективе не менее опасно для народов и государств, чем отказ от военного сотрудничества или совместной борьбы с терроризмом. Поэтому атмосфера псковской встречи напоминала лучшие годы российско-американских отношений, но в ней, пожалуй, отсутствовал прекраснодушный идеализм. Словосочетание "политическая неопределенность" все чаще используют при анализе современной международной ситуации. И не только по той причине, что не найдено более точного определения. Многообразие геополитических факторов и интересов различных государств, претендующих на то, чтобы играть роль не только в региональной жизни, серьезно усложняет реальное политическое бытие, а не только его экспертное осмысление. Неопределенность - это своего рода шаткое равновесие, которое легко склоняется то в одну, то в другую сторону. И как бы ни хотели его нарушать, множество негативных факторов рождают не просто серьезные конфликты, но видимые тупики, из которых, как кажется, невозможно выбраться.
Все это относится и к российско-американским отношениям последних лет, которые испортились задолго до кризиса на Украине. Именно поэтому все эти годы было так важно сохранять те - весьма немногочисленные - связи, которые сохранялись прежде всего в космическом сотрудничестве и гуманитарной сфере. Заморозки в политической, военной, экономической областях, которые кажутся самыми холодными и длительными со времен Второй мировой войны, - парадоксальным образом не отражаются ни на количестве, ни на качестве русского культурного присутствия за океаном, ни на том, какое место занимают произведения американского искусства в российском культурном ландшафте.
В 2015 году программу в честь 175-летия П. И. Чайковского в Карнеги-холл открывал концерт с участием Валерия Гергиева и Дениса Мацуева. Важно понять, что художники, музыканты, певцы, хореографы и танцовщики из России давно уже стали важной и неотъемлемой частью американской творческой жизни. Не случайно Питер Гелб, руководитель Метрополитен-опера, то ли в шутку, то ли всерьез любит повторять, что российское правительство должно финансировать его театр, так как в нем работает не меньше четверти сотрудников - музыкантов, певцов, режиссеров, - так или иначе связанных с Россией. Схожая ситуация в Американском балетном театре, который в последние годы возглавляет недавний руководитель балета Большого театра Алексей Ратманский. Примечательно, что в период крайнего обострения наших политических отношений в вашингтонском Кеннеди центре, председателем Попечительского совета которого по должности является президент США, открылась Русская комната при поддержке Фонда В. Потанина, а Чрезвычайный и Полномочный Посол России в США С. Кисляк содействовал проведению всеамериканского фестиваля русскоязычных детских театров. Нетрудно восстановить и картину американского культурного присутствия в России, - достаточно взглянуть на репертуар кинотеатров. Он никак не реагировал на обострение наших разногласий с США.
Единственная действительно острая проблема между нашими государствами в сфере культуры хорошо известна всем профессионалам: американская хасидская община "Агудас Хабад" якобы доказала свое право на коллекцию раввина Шнеерсона, находящуюся в Российской государственной библиотеке. Государственные музеи России приостановили выдачу хранящихся в них произведений искусства для выставок в США. Эта мера предосторожности связана с тем, что в качестве обеспечения судебного решения по делу коллекции Шнеерсона они могут быть арестованы. И хотя в последние дни своего президентского срока Б. Обама подписал закон о дополнительных гарантиях защиты для иностранных произведений искусства, участвующих в межмузейных обменах по государственной линии, - его правоприменение требует дополнительных переговоров.
Об этом, в частности, говорили представители музеев России и США на встрече в Пскове. Добрая воля к сотрудничеству - безусловная потребность времени. Своего рода вызов неопределенности.