Там, на неведомых дорожках, следы разбитых "Жигулей"

Рецензия 15.06.2017, 16:13 | Текст: Алексей Литовченко
 Фото: kinopoisk.ru
Фото: kinopoisk.ru

Рисовальщики-затейники из артели Pixar натворили много хороших мультиков, которые рассказывают добрые истории для детей, вгоняющие в депрессию взрослых. Также эти талантливые люди создали серию о приключениях говорящих самоходных агрегатов в пугающе безлюдном мире. Первые "Тачки" были еще туда-сюда, вторые - полный провал. Третьи - забегая вперед - лучше первых двух.

"Тачки 3" - это душещипательная спортивная драма о стареющей гоночной машинке. Молния МакКуин, многократный чемпион, внезапно обнаружил, что более молодые и резвые модели уже не просто на задние колеса наезжают и в выхлопную трубу дышат, а легко его обгоняют. Что поделаешь, такова природа. Недолог век, отпущенный автомобилю конструктором. Но Молния, погрустив, решает, что сдаваться - не по-нашему, не по-маккуински. У него появляется спонсор-фанат и тренер-мотиватор - желтенькая бибика женского пола Круз Рамирес. Последняя - второй главный герой фильма. Соответственно, и основных линий, и моралей - по два экземпляра.

Первый урок заключается в том, что старение - часть жизни, которую надо благодарно принимать. То есть он, видимо, в большей степени для взрослых, сопровождающих чад на сеанс. Знай свое место, старичье, уступи дорогу поросли. Второй урок - в основном для девочек. Рамирес все кругом твердят: какие тебе гонки, ты же девочка, знай, опять же, свое место. Тогда как она прямо-таки грезит трассой, скоростью и запахом жженых покрышек. И в конце концов с моральной поддержкой старшего товарища добивается своего и побеждает. Вывод следует понятный, но с подвохом, с двойным стандартом. Женщинам, значит, все пути открыты, потому что равноправие и негоже обижать и дискредитировать, а тем, кто годами не вышел, следует понимать свое положение и отойти в сторонку. Неприкрытый эйджизм.

Нет, на самом деле все правильно. Pixar, как всегда, учит важному и разумному. В гонках должны участвовать те, кто способен их выигрывать, вне зависимости от любых посторонних факторов. И это, естественно, касается не только гонок. Вообще "Тачки 3", не будь они мультиком про глазастые авто, в ряду серьезных спортивных драм как минимум бы не затерялись. Тем более что большинство современных образцов жанра похожи друг на друга, как боксерские перчатки. А тут у нас вон какая драматургическая загогулина, поистине новаторская: два сложных характера, одержимые одной и той же целью, сталкиваются и борются каждый со своим абстрактным врагом, один - с неумолимым временем, второй - со стереотипами, и в итоге базовый тандем, на котором зиждется практически каждое кино про спорт, совершает рокировку, тем развязывая разом обе осевые нити.

Однако никак нельзя, хоть ты тресни, выбросить из головы, что те потрясающе красивые ландшафты, где вольготно разъезжает эта дивная сюжетная конструкция, - необъяснимый мир, населенный исключительно антропоморфными драндулетами. Слишком много вопросов без ответов порождает сеттинг. Одна мысль о разнополости машин и о том, что из этого следует, грозит завести далеко за границы познания. Или тракторы-коровы. Зачем они? Откуда они? Они дают молоко? Или бензин? Если верно второе, то это кое-что объясняет. Но как их тогда доят? И как быть с дизельными двигателями? Несмотря на драматургические выверты, несмотря на все старания художников, несмотря на увлекательный экшн, от этой проблемы, давайте признаем, никуда не деться. Вы можете пытаться ее не замечать, делать вид, что ее нет, но в глубине души всегда будете знать: если машины разнополые, то из этого факта неумолимо вытекает конкретное умозаключение, связанное с самым первопричинным (читай: репродуктивным) смыслом разнополости.

4.0

Читайте также