Настоящей точкой роста для отечественной легкой промышленности становится производство спецодежды. Тканей для ее пошива в России стали производить на 40 процентов больше. В минпромторге считают, что положительную динамику дали принятые в 2016 году системные меры поддержки в виде субсидирования процентов по кредитам, затрат на производство тканей и финансирования расходов лизинговых организаций для обеспечения легпрома оборудованием. В прошлом году займы получили 10 проектов на сумму 2,7 миллиарда рублей. Доля тканей и материалов российского производства в закупках госкомпаний увеличилась на 11 процентов (с 35 до 46).
Замглавы минпромторга Виктор Евтухов отметил, что такие бренды как "Спортмастер", Nike, Finn Flare, "Декатлон", Zara планируют увеличить объем российского производства. В частности Zara намечает его удвоить. "Декатлон" сейчас имеет степень локализации 17,5 процента, а к 2018 году планирует довести ее до 45. В России компания Finn Flare производит 90 процентов трикотажных изделий, "Спортмастер" около 40 процентов спортинвентаря и 13 процентов одежды.
"Фактически пошив спецодежды стал драйвером роста текстильной промышленности. Ее производство выросло в прошлом году на 40 процентов, в позапрошлом на 11,14, в 2014 году на 80,4. В целом по сравнению с уровнем 2013 года пошив спецодежды вырос почти в 3 раза и составил 174,37 миллиона единиц. Легкая промышленность всецело зависит от платежеспособного потребительского спроса, и структура ее производства отражает его основные тенденции. Нетрудно предположить, что прирост легпрома в последние годы обеспечивается преимущественно за счет корпоративного и государственного секторов экономики. В этом причина опережающего роста производства технических тканей и спецодежды", - говорит Алексей Калачев, эксперт-аналитик "ФИНАМ".
Розничный потребительский спрос чувствителен к качеству продукции и ее ценам и ограничен покупательной способностью населения, которая в последние годы снижалась. Корпоративный и государственный сектора менее чувствительны к качеству, технических тканей и спецодежды требуется много, но срок ее службы короткий, цены невысокие, а в средствах эти сектора не так ограничены, как население. Однако, если мы не хотим одеть все население в униформу, пошив спецодежды не должен быть основой отрасли, которая должна обслуживать потребительский спрос.
"Производство спецодежды - это успешно развивающаяся ниша в первую очередь за счет того, что там используются синтетические, технологические ткани, многие из которых производятся в России. И во вторую очередь за счет количества спецзаказов. Часть производства спецодежды - это госзаказ.
А любая форма госзаказа является поддержкой производства, так как это то, что позволяет планировать загрузку и обороты. Это значит, что под такой заказ предприятие не боится брать кредит, модернизировать производственные мощности. Такую загрузку трудно получить от коммерческих компаний, к тому же, как правило, они нелояльны и находятся в постоянном поиске новых подрядчиков. С другой стороны, при наличии постоянных госзаказов возникает угроза выпадения предприятия из конкурентной среды", - говорит Анна Лебсак-Клейманс, гендиректор Fashion Consulting Group.
Алексей Мельников, гендиректор ФПГ "Энергоконтракт", рассказывает, что за последние три года его компания вложила в НИОКР более 300 миллионов рублей для создания материалов с особыми свойствами - огнестойкие, термостойкие, непрожигаемые расплавленным металлом, устойчивые к порезу цепной пилой, при этом легкие и дышащие, и так далее. Именно в этой технологичности он видит потенциал российской спецодежды. Уровень развития наших технологий уже сейчас позволяет конкурировать на международном рынке.
В России одни из самых дешевых швей, в среднем они получают от 20-25 тысяч рублей, в Китае и Вьетнаме уже за такие деньги не работают, поэтому отшивать товар в России становится выгодно. По словам Юрия Савелова, члена президиума "ОПОРЫ России", это нужно использовать. Швейное производство не очень дорогое, рабочие есть (или легко обучаемы). Если дать сектору преференции в виде упрощения налогов и других льгот, в частности, чтобы поднять заработные платы в среднем до 45 тысяч, то мы вполне могли бы конкурировать с зарубежными странами.
Российским дизайнерам, небольшим и средним производствам все еще приходится сталкиваться со многими трудностями. "Я всегда хотела создавать для женщин качественную модную одежду из натуральных тканей, с соблюдением технологических норм и аккуратным внешним видом, - рассказывает Елена Писарева, автор собственной коллекции. - Мы начинали с небольших партий и работали со швеями, специалистами по индпошиву. С ростом спроса постоянно находимся в поиске фабрик по пошиву одежды".
Магазин столкнулся с двумя проблемами при поиске производства. В основном в России отшивают трикотаж и синтетические ткани, мало кто готов шить из натурального шелка и шерсти, так как нет оборудования и квалифицированных мастеров. При этом фабрики готовы отшивать крупные партии, начиная со 100 единиц одной модели. Многие начинающие компании находятся где-то посередине индпошива и фабричного производства.
"Еще 5-10 лет назад любой российский дизайнер стремился создать свой бренд одежды, на ярлычке которого бы красовалось заветное "Made in Italy" или "Made in UK". Сейчас тренд резко сменился. Производство в России решает многие вопросы бизнеса, но есть небольшой нюанс, все, что изготавливается в нашей стране - из импортного сырья. Нужно время, чтобы ситуация изменилась, пока ни Италии, ни Англии никакие санкции не страшны", - говорит Ирина Найпак, директор по продажам федеральной сети студий индивидуального пошива INDEVER.
Несмотря на все положительные сдвиги, легпром еще остро нуждается в обновлении оборудования, новых технологиях, актуальном дизайне. Швейное производство не первый год испытывает кадровый голод. Отрасли придется решать проблему отсутствия собственного натурального сырья.