"Замещать" здесь требуется многое, но сделать это надо правильно и не в ущерб безопасности. Старые дома по всей стране требуют ремонта, новые - жесткого контроля на этапе строительства, и любой лифт при этом - объект номер один по уровню опасности. Между тем полная замена одного лифта экономкласса обычно обходится в миллион-полтора рублей, если же речь идет о машинах импортного производства - еще больше.
Для многих управляющих компаний такие суммы стали в буквальном смысле слова неподъемными. К тому же многие лифты в жилых домах - "иностранцы с видом на жительство в России", и с ростом курса рубля запчасти для них резко подорожали. Важно, чтобы лифты не падали вместе с рублем и не застревали на подъеме из глубин кризиса, в которые успела погрузиться строительная отрасль. Практически все участники рынка российской лифтовой техники в один голос твердят: собственную "нишу" отечественный производитель должен завоевывать здесь не по принципу "дешево и сердито", а по праву технического превосходства, надежности и удобства. Новейшие разработки, кстати, недавно продемонстрироваливсем желающим - как специалистам, так и простым гражданам - на выставке Russian Elevator Week, которая в апреле прошла на ВДНХ. Россия среди многих производителей была представлена там намного интереснее, чем еще два года назад на аналогичной экспозиции.
По данным Ассоциации "Российское Лифтовое Объединение" (РЛО), за 2016 год в стране было смонтировано 38 223 новых пассажирских лифта. Из них 25 с лишним тысяч - российского производства, 8273 - белорусские, остальные импортные. Когда программа импортозамещения только начиналась, от лифтопроизводителей требовалось добиться, чтобы к 2017 году в новых лифтах 70 процентов деталей и механизмов были отечественными. В 2020 году счет должен стать 90:10 в пользу России. Субсидию на эти цели, выделенную через минстрой, использовали явно с толком.
На российских заводах налаживается производство лебедок - самого важного и технологически сложного элемента любого лифта. К 2018 году постепенно готовятся запустить в серию и "лифтовые мозги", как называют специалисты на своем жаргоне станцию (систему) управления пассажирской подъемной машиной.
- На каком языке ездит лифт? Этот вопрос кажется странным только тому, кто далек от нашей отрасли, - поясняет гендиректор РЛО Петр Харламов. - Нужно добиться, чтобы он это делал именно по-русски, в соответствии со стандартными требованиями, принятыми в ЕАЭС. Программа импортозамещения предусматривает, что в РФ обязательно должны выпускаться такие детали, как кабина лифта, противовес и двери шахты. Задачу перед нами поставили, мы к ней подготовлены и выполняем. Другое дело, что идет этот процесс поэтапно. Степень локализации в нашей отрасли - одна из самых высоких. Года через три мы вполне смогли бы перейти и на стопроцентно российское оборудование. Но всегда оставляем возможность закупок иностранной техники и комплектующих. Считаем, что в данном случае без взаимодействия нельзя: за рубежом появляются интересные технологические разработки и ноу-хау, которые мы хотели бы применять у себя. Что же касается самих узлов (редукторных и безредукторных лебедок, систем управления и пр.) - мы делаем ставку прежде всего на наши ведущие предприятия, такие как Щербинский лифтостроительный и Карачаровский механический заводы, совместное предприятие OTIS-лифт в Санкт-Петербурге и "Еонесси" в Красноярске, а также "Могилевлифтмаш". Это предприятие - одно из крупнейших в Белоруссии, и хотя для наших заводов оно серьезной конкуренции не создает, общий его вес на рынке ЕАЭС достаточно велик.
К вопросу о конкуренции. Как показывает статистика, приведенная на одном из "круглых столов" по проблеме импортозамещения президентом Национального лифтового союза Виктором Тишиным, в прошлом году именно "Могилевлифтмаш" впервые стал лидером среди всех прочих поставщиков лифтовой техники в Россию. Всего же в стране лифты массового экономкласса и механизмы для них выпускают 75 заводов. Зарубежные поставщики лифтов премиум-класса в том же 2016 году по сравнению с 2013-м резко сократили присутствие на рынке РФ. Компания OTIS - почти в восемь раз (продажи упали с 1615 до 144 лифтов), финская Kone - с 1498 до 302, Shindler - с 390 до 167, Kleeman - с 478 до 141. Но одновременно, как отмечают наблюдатели, налицо та же тенденция, что и в автопроме: иностранные компании переносят в Россию производство комплектующих или технологические линии целиком в рамках совместного производства. Это позволяет им даже при высоком курсе валют к рублю сделать цены приемлемыми для клиентов.
Рынок же в РФ достаточно емкий, упускать его не хочется. По данным минстроя, сегодня в жилом фонде страны насчитывается около 430 тысяч пассажирских лифтов, из них около 130 тысяч эксплуатируются более 25 лет и, согласно техническим регламентам Таможенного союза, требуют замены. По итогам прошлого года, как сообщил руководитель комиссии по лифтовому хозяйству Общественного совета при минстрое Сергей Чернышов, в жилом фонде страны могут заменить более 10 тысяч лифтов, отслуживших свой срок. На эти цели государство будет выделять субсидии (в том числе до 20-30 процентов средств из региональных фондов капремонта). Фирмы-поставщики, которые сумеют пройти через жесткое горнило конкурсных условий, имеют шанс получить крайне выгодные заказы на установку и последующий сервис лифтов. Тот случай, когда кнопку "стоп" лучше без повода не нажимать, а команды диспетчера - слушать внимательно.