Нас всех укусила акула
Вот как в хорроре "Синяя бездна": на одном из этапов описанного алгоритма что-то идет не так, и две главные героини, запертые в конструкции из ржавых палок, падают на дно.
Героини - сестры (предположим, это важно). Одну из них бросил парень, так как она "слишком скучная" (не то слово), поэтому ей пришлось взять с собой на мексиканский курорт вторую, нескучную. Та устроила родственнице программу перевоспитания под лозунгом "Скуку - долой!". Первым пунктом - поход в ночной клуб, далее - лобызания с загорелыми аборигенами, затем - рискованный аттракцион "почеши хищной твари пузико".
Экспозиция корма для рыб длится не слишком долго и выглядит необязательной, но на самом деле существует метафизическая связь между исходной ситуацией с разрывом отношений и безысходной - с разрывом троса. Очутившись на глубине 47 метров, девушки попадают в положение незавидное. Всплыть быстро нельзя, иначе - гибель в агонии от кессонной болезни. Всплыть медленно тоже нельзя - сгрызут. И на месте оставаться нельзя - кислород скоро закончится. То есть акулы - это даже не полбеды. Дело вовсе не в них, а в пресловутой "зоне комфорта", которая ведь тоже разной бывает.
На дне морском любимая тренерами по личному росту примитивная схема мироздания, где есть некая безопасная область, а все, что вокруг - стало быть, опасная, но из безопасной надо непременно стремиться в опасную, - обретает наиболее реалистичные черты. В клетке никто не сожрет и пузырики воздуха мозг не парализуют, но оттого не легче. Весь выбор состоит в том, каким именно образом умереть. В конечном счете это относится к любому выбору. Мысль, прямо скажем, не из потрясающих устои бытия, зато конкретный пример - нагляднее некуда.
Нескучная сестра скучной сестре постоянно твердит: хватит быть унылой, сделай что-нибудь этакое. И к чему это в итоге приводит? В противном случае, не согласись девушка на приключение, точно осталась бы в живых. На какое-то неопределенное, скорее всего, тоскливое время. А так - будет что внукам рассказать. Или не будет. Разница - в гипотетической вероятности скорого летального исхода. Чем она выше, тем яснее, ближе ощущается биение жизни.
Та же корреляция описывает отношения зрителя с фильмом. Чем осязаемее, убедительнее угроза, тем сильнее переживания наблюдателя. В "Синей бездне" угроза повсюду. Большая часть ленты, за исключением первых минут 15 и еще нескольких минут в конце, состоит из подводных съемок. Железная коробка, окруженная тусклым светом фонарей, и ничего вокруг, кроме толщи воды, за которой скрывается самый жуткий монстр - неизвестность.
Что характерно, эффективнее всего пугают не те моменты, когда акула мгновенно материализуется из ниоткуда и делает резкое "ам!", а когда кто-нибудь из персонажей зависает по центру экрана посреди непроглядной синевы, суча ножками и беспомощно озираясь. За них можно простить даже ультразвуковые перманентные вопли сестричек-истеричек и очевидно-неизбежный "неожиданный" поворот перед развязкой.
3.5