издается с 1879Купить журнал

Дело шьют

Почему строители старинного карбаса совершают великое дело

30 июня 2017

В субботу в селе Лешуконском, что в глубинке Архангельской области, на воду должны спустить старинный карбас. Так у поморов называется рыболовецкое судно, на котором по рекам спускались на рыболовецкий промысел в Белое море. Спецкор "РГ" и "Родины" поговорил с Евгением Шкарубой, который задумал такое судно построить.

Шкаруба - известный мореход, шкипер, ходил в кругосветку и много чего повидал. Но каждое лето он неизменно возвращается в Поморье. В этом году - чтобы построить карбас и дойти на нем до Соловков. Это несколько сотен километров.

В Лешуконском Евгений отыскал старого мастера, который умеет шить карбасы. Виктор Кузнецов сам ходил на промысел, знает, как строить местные суда по проекту "река-море".

- Строили карбаса здесь всегда без чертежей, - говорит Евгений Шкаруба. - В архангельском музее мы увидели так называемые вотивные модели судов. Их строители кораблей преподносили в дар храмам, чтобы высшие силы присматривали уже за их судами. Такая же культура, например, распространена во Франции, где в храмах можно до сих пор увидеть модели кораблей.

Шкаруба заказал уменьшенную копию карбаса одному их архангельских моделистов. А потом с ней прибыл к Кузнецову. Тот в итоге за три недели построил карбас. Евгений и люди, которые захотели поучаствовать в этом проекте, приехали в Лешуконское на помощь. Теперь вот готовятся отправиться в плавание.

- Я возглавляю яхтенное сообщество - и школу, и клуб. Обучаю людей, хожу в кругосветку, - говорит Шкаруба. - И вижу, что современные люди, к сожалению, оторваны от корней. В то же время, вижу, с каким вниманием к историческим судам относятся за границей. Там обучение невозможно без знания истоков. Вот и мы возвращаемся к истокам

Зарубежный опыт важен. Но Евгений уверен, что не менее важно знать и свои традиции. А поморы - это первые русские, которые освоили море. Это было естественное народное движение. Кто-то уходил от крепостного права на юг в казаки, кто-то - в вольные люди на север.

- С этой северной культурой я впервые столкнулся, когда сам в 1989-м оказался на Соловках. Да там и остался. У меня даже прописка до сих пор такая: "Поселок Соловецкий. Кремль". Только у меня такая и осталась. Но это отдельная тема, - говорит Шкаруба.

Как уже сообщалось, машина, доставлявшая парусно-моторную лодку "Морошка" (она будет сопровождать в пути карбас) из Архангельска в Мезень, попала в аварию. Но лодку все же смогли доставить в Мезень.

Как правило, во время каждого плавания случаются проблемы. Иногда еще даже на суше. Шкаруба говорит, что всегда приходится решать вопросы, связанные с техникой, погодой. Реже всего - с людьми.

По словам Евгения, случай с аварией для него показательный:

- Когда отправились на нашей лодке "Джульетта" в кругосветку, мы так бодро стартовали! Но неожиданно в Ла-Манше у французского побережья ночью влетели на мель. Сломали руль, давали сигнал SOS. И в этот момент понял: главное - чтобы все были живы и здоровы. Хотя, конечно, все мы рискуем, выходя в море.

Но риск должен быть оправдан. Как говорит Шкаруба, если у капитана есть пара вариантов действий в запасе - риск оправдан. А если, например, идти в далекое плавание с одной навигационной системой, не имея запасной, - это как раз авантюра. 

- Чем мы рискуем, отправляясь в плавание до Соловков? Да по большому счету, всем, - признается Евгений. - Вода в Белом море, когда оно прогревается (в чем я этим летом сомневаюсь), - 8 градусов тепла. В воде при такой температуре человек живет 15 минут. Карбас - открытое судно. Неумелое управление, порыв ветра - и он, хлебнув воды, просто перевернется. Или если неправильно рассчитать стоянку, ветер просто выбросит карбас на берег.

Характер Белого моря Шкаруба, повидавший все океаны, называет "суровым" и "тяжелым":

- Здесь небольшие глубины, сильный перепад воды в узкой акватории и сильные приливно-отливные течения. Причем эти течения перемешиваются, что представляет реальную опасность. Плюс здесь короткая и резкая волна…

Но прежде чем выйти в море, Шкарубе и его сподвижникам надо миновать отмели Вашки и Мезени. Плавное течение этих таежных рек обманчиво. Нужно держать ухо востро. Да и нос по ветру - тоже.

- А мы все время на стреме. Это состояние, ради которого люди в море и идут, - объясняет Евгений. И отправляется устанавливать мачту на карбас.

Спуск на воду уже скоро.