Кеннет Брана: Меня поразил сценарий "Дюнкерка"

В российский прокат выходит новый фильм Кристофера Нолана "Дюнкерк". Большинство исполнителей главных ролей - молодые, еще малоизвестные актеры. Они соседствуют в картине с такими звездами, как Киллиан Мерфи, Том Харди, Марк Райлэнс, Кеннет Брана.

Брана, известный (как актер) по фильмам "Операция "Валькирия", "Гарри Поттер и тайная комната", "Гамлет", "Дикий, дикий Запад", сыграл роль командира Болтона - человека, который отвечает за жизни английских, французских и бельгийских солдат-союзников, попавших в окружение во французском Дюнкерке.

Пока одни сравнивают новую работу Кристофера Нолана с "Солнечным ударом" Никиты Михалкова, а другие - с лентой "Перл Харбор" Майкла Бэя, послушаем, что говорит о ней Кеннет Брана. Его слова тем более ценны, что в данном случае о фильме говорит не только актер, который сыграл в нем одну из ролей, но также знаменитый режиссер, продюсер и сценарист.

Когда Кристофер Нолан связался с вами по поводу "Дюнкерка”, что привлекло вас больше: имя режиссера или сам предмет разговора?

Кеннет Брана: Имя режиссера. Я не знал, о чем он будет со мной говорить. Когда Кристофер первым вышел на связь, он только сказал, что хочет поговорить о новом проекте. Позднее, когда был в Лондоне, он пришел в наш театр на постановку "Зимней сказки” Шекспира, и уже на следующее утро мы смогли встретиться. Тогда я и узнал, что он собирается делать фильм о Дюнкерке. Он "провел” меня сквозь историю, и сказал, что хочет рассказать о знаменитой операции через пересекающиеся истории - на земле, на море и в воздухе.

Потом Нолан оставил меня один на один со сценарием, который он написал - тот был удивительно поджатым, но чрезвычайно мощным, и я сразу оказался в его власти. Сценарий сочетал проявления человеческих качеств Криса: математически точную конструкцию, многослойность смыслов в повествования, эпический размах. Я нашел его захватывающим, кроме того, увидел, что это - глубокое размышление о войне в необыкновенный момент в истории.

Выросший в Ирландии, я часто слышал, как люди используют выражение "дух Дюнкерка”, но лишь когда начал узнавать больше о Второй мировой, стал понимать, что имеется в виду. Это означало - никогда не сдаваться, какими бы малыми не были шансы выжить. Весь народ объединился, совершив смелые и нереальные поступки для эвакуации около 400 000 захваченных солдат с оккупированной врагом земли. Сила духа превратила потенциально катастрофическое поражение в "чудо освобождения” - как охарактеризовал это Уинстон Черчилль.

Поразил меня и масштаб замысла, и как ловко Кристофер показывает эту битву -  зритель все видит глазами очевидцев, которые борются, или просто пытаюсь поддержать себя и друг друга. Они могут быть на пляже, в воздухе, на судах, пересекающих Английский канал... Но каждый из них переживает только один маленький кусочек этой огромной, хаотичной операции. В сценарии Кристофера, в его трактовке, есть все эти личные моменты, погружающие зрителей в невероятное переживание войны, позволяющие им масштабно взглянуть на события.

Что вы можете рассказать о своем герое, командире Болтоне?

Кеннет Брана: Болтон - это собирательный персонаж, он "состоит” из нескольких  реальных людей, которые были там - на пляжах под Дюнкерком. Он занимается организацией логистики на моле - узком волнорезе, который в таком отчаянном положении используется как временный причал для судов, эвакуирующих застрявших на пляже солдат. Болтон несет огромную ответственность и поэтому должен сохранять холодную голову и осуществлять максимально возможный контроль в непредсказуемых и чрезвычайно опасных условиях. И он принимает решения, которые могут идти вразрез с ожиданиями его командиров.

Основываясь на моем разговоре с режиссером, я пытался понять Болтона как персонажа, который пытается удалить любую эмоциональную реакцию на чудовищность ситуации. Однако он - именно тот человек, которому можно довериться, поскольку он практичный, прагматичный, жесткий, но при этом и жалостливый.

Многие из героев фильма - совсем молодые люди, брошенные в эту ужасную ситуацию. Каковы перспективы командира Болтона?

Кеннет Брана: Болтон - представитель поколения Первой мировой. Он прошел войну, дошел до ее конца и нашел себя в военном деле. О таких британцы говорят "Мы пришли снова”. Думаю, что именно в этой перспективе Крис был заинтересован, и выразил это через этого персонажа. Когда Болтон на моле, он видит с большого расстояния массы людей, вовлеченных в эти события, и понимает, насколько все они молоды и как рискуют. Спасти их - это то, что он должен сделать как старший.

Есть несколько сцен, когда ваш герой - командующий британским флотом взаимодействует с Джеймсом Д'Арси, который играет полковника Виннанта. Существует ли напряженность между этими двумя персонажами?

Кеннет Брана: Да, действительно. Виннант - это целая армия, а значит, он входит в группу, которая получила 400 тысяч солдат в Дюнкерке, и теперь, опираясь на флот, он должен сделать все, чтобы они быстро покинули пляж. Между армией и флотом всегда есть соперничество, а тем более в такой экстремальной ситуации. Так что и мне, и Джеймсу было что поиграть. Джеймс - отличный актер, и для меня было удовольствием работать с ним.

Когда вы впервые осознали уровень Нолана как режиссера?

Кеннет Брана: Самый первый его фильм, который я посмотрел - "Помни” (Memento). У меня есть проверенный метод смотреть фильмы Кристофера Нолана. Нужно это делать с несколькими людьми, способными потом потратить час на интенсивную беседу, в ходе которой все пытаются разобраться, что означает кино. По истечении этого часа мы приходим к выводу, что не уверены, что все правильно поняли, и фильм нужно посмотреть еще раз. И что это было творческое, умное и необычное кино - все его фильмы такие.

Крис нашел способ использовать подход независимого кино к популярным историям - и это уникально в современном кинематографе. Он делает фильмы, которые чрезвычайно сложны, и, тем не менее, миллионы людей не просто идут на них, но хотят увидеть снова и снова. Независимо от того, насколько его прежние фильмы кассовы, он остается самостоятельным художником и кинорежиссером. Думаю, что по этой причине он стал героической фигурой - как для аудитории, так и для коллег, работающих за кадром.

В чем, на ваш взгляд, уникальный подход Нолана именно к "Дюнкерку”?

Кеннет Брана: Я и другие были свидетелями во время съемок "Дюнкерка" - это "ручная работа”: детальный подход Кристофера Нолана к съемкам проявлялся даже в самых маленьких аспектах этой гигантской операции, которая целиком и полностью находилась под его контролем. Можно было увидеть, насколько это огромная махина, даже просто прогуливаясь вдоль пляжа, на котором находилась бесчисленная массовка. И он видел все насквозь, вплоть до мельчайших подробностей. Но, независимо от масштабов, ему, похоже, удалось сделать очень личный фильм.

*Это расширенная версия текста, опубликованного в номере "РГ"