20.07.2017 14:08
    Поделиться

    Ожидания самарских инвалидов не совпали с предложениями работодателей

    Как в Самаре устраиваются на работу инвалиды
    "РГ" выяснила, как самарские инвалиды ищут и находят работу. Порывшись в видавшей виды записной книжке, мы выудили телефоны героев предыдущих публикаций с ограниченными возможностями здоровья. Те, в свою очередь, с готовностью давали координаты подруг и знакомых, находящихся в поиске или уже устроившихся на работу, рассказывали свои истории.

    Требуются инженеры, требуют - вахтеров

    В июне в региональном бюро медико-социальной экспертизы прошла специализированная ярмарка вакансий для инвалидов. Полтора десятка предприятий Самары предлагали рабочие места для граждан с ограниченными возможностями здоровья. Правда, сколько по итогам ярмарки было трудоустроено инвалидов, "РГ" в Центре занятости населения Самары сказать так и не смогли. Нет такой статистики. В службе лишь уточнили, что сегодня в постоянно обновляющейся общегородской базе данных свыше 12 тысяч вакансий, из них 1,2 тысячи для инвалидов.

    Начальник отдела адаптации инвалидов на рынке труда Центра занятости Татьяна Трофимова рассказала "РГ", что чаще всего самарцев с ограниченными возможностями здоровья интересуют вакансии вахтеров, тогда как работодатель ищет инженеров. Другими словами, инвалиды зачастую рассчитывают на неквалифицированный труд, а наниматель, наоборот, на профессиональный стаж будущего работника.

    В разговоре с психологом Центра зацепила фраза "Они думают, что их не возьмут". Дело не столько в низкой самооценке самарцев с инвалидностью, сколько в отсутствии опыта даже не аналогичной, а какой бы то ни было работы.

    Интернет без бордюров

    С Татьяной мы познакомились на проекте "Танцы для колясочников". Она не может работать по состоянию здоровья. А вот ее подруги Анжела и Альбина (девушки ровесницы, им по 28 лет) как раз сейчас в активном поиске. Обе внештатно трудились в риэлторском агентстве менеджерами. Работали дома за компьютерами. У обеих подруг есть корочки оператора-диспетчера. Но продажи встали, внештатниц-колясочниц сократили в первую очередь. Вот уже несколько месяцев девушки самостоятельно ищут работу, в основном на интернет-сайтах (Avito, 63.ru, ВКонтакте).

    - Пробовала встать на биржу труда, но только деньги потратила - три тысячи рублей на поездки на такси в службу занятости, за три недели мне не предложили ни одной стоящей вакансии, подумала, что это слишком дорогое удовольствие - кататься отмечаться. Общественным транспортом, с перерытыми в городе дорогами, сегодня вообще никуда не доберешься, - поделилась Альбина.

    Зарплатные ожидания у девушек скромные - 10-15 тысяч рублей в месяц. Главное, чтобы работа была на дому, где все приспособлено для них. На бирже им предложили вариант - дистанционно (благодаря установленным на объекте камерам) следить за безопасностью в парке детских аттракционов. Но домашние компьютеры не потянули программу, а наниматель не захотел за свой счет оборудовать рабочие места колясочниц. Вот и разбежались.

    Стучаться в невидимые двери

    Самарчанка Мария Кассирова - мама уже двоих ребятишек. Слабовидящая девушка по профессии тифлопедагог. Говорит, что проблем с трудоустройством у нее никогда не было. Даже наоборот. Когда была студенткой, работала одновременно в трех местах: в общественной организации, в университете и школе, от одной прибавки к зарплате даже пришлось отказаться. Устраивалась всегда сама. Так, проходила практику в родной школе, где пригласили остаться.

    Сейчас Мария в декрете, после рождения первенца резко поменяла сферу деятельности. Теперь она инженер-реабилитолог на специализированном предприятии незрячих "Самараавтожгут". Говорит, главным аргументом в выборе работы стало месторасположение - максимально близко к дому. У Марии есть мечта. У подруги, с которой вместе учились в коррекционной школе для слепых, в Москве свой бизнес. Мария надеется, что когда-нибудь они вместе откроют реабилитационный центр для детей с инвалидностью и их родителей. Где все не для галочки, где будут оказывать услуги не на бумаге, а на практике - услуги, которые помогут слабовидящим детям не выживать, а жить.

    Еще одна подруга Марии, Валентина, также считает, что работу слабовидящим в Самаре найти несложно. Было бы желание. Она уже несколько лет преподает в школе музыку и ведет хор. К слову, место она нашла сама. Просто обошла ближайшие к дому учебные заведения со словами - "хочу у вас работать". Взяли после собеседования. Но в школе не знают, призналась девушка, что у нее инвалидность 2 группы по зрению. Она боится подвести работодателя.

    - Возможно, свет не тот, его мало, за компьютером мне нельзя работать, но я выставляю отметки в электронный журнал. Поэтому мне не хотелось бы, чтобы из-за меня были проблемы в их школе, - рассказала "РГ" Валентина. - Из собственного опыта знаю, что лучше инвалидам работать не среди инвалидов, это здорово социализирует. Главное - стучаться во все двери, активно заводить социальные связи, пробовать все, учиться всему.

    Ювелирная работа

    Инвалид по слуху Максим Кондриков сидел без работы последние шесть лет. Экс-ювелир пробовал устроиться даже слесарем на завод. Не взяли, несмотря на дефицит квалифицированных рабочих кадров.

    "В индивидуальной программе реабилитации есть серьезные ограничения трудовой деятельности, которые не соответствуют фактическому состоянию глухого человека", - считает Максим Кондриков. От слабослышащего друга он узнал, что тот устроился таксистом. У глухих самарцев недавно появилась возможность наняться таксистом в "Убер" и "Яндекс". Водительский стаж Максима - 20 лет. Так он оказался за баранкой уже как профессионал.

    Страшно было только при первом заказе, а там все как по маслу поехало. Отмены заказа на месте за несколько месяцев работы, признается глухой таксист, не было ни разу. Иногда, правда, первой реакцией пассажира становится непечатное слово - срабатывают стереотипы. Но статистика на стороне глухих водителей: в аварии они попадают гораздо реже остальных шоферов.

    Комментарий

    Евгений Печерских, председатель самарской общественной организации инвалидов-колясочников "Ассоциация "Десница":

    - С одной стороны, до сих пор в ходу у работодателя мифы, что инвалиды плохо будут работать, часто болеть, опаздывать. Поэтому сегодня колясочники и со специальным образованием (бухгалтеры, соцработники, психологи) зачастую не могут устроиться на работу даже при наличии вакансий. Им могут просто сказать: вы опоздали, место занято. Хотя, если начать проверять, это окажется не так, и такого работодателя можно привлечь по статье за дискриминацию. Только у нас никто не хочет скандала, отстаивание прав считается чем-то не вполне приличным.

    С другой стороны, работодателю, как показывает практика, глубоко безразлично, имеет ли его сотрудник инвалидность, если он - профессионал. Сегодня технологии позволяют работать удаленно, на дому. Только требуются совсем другие компетенции, это не конверты клеить или коробки собирать, как еще лет 10-15 назад.

    Проблема трудоустройства инвалидов - не в сегодняшнем, а во вчерашнем дне. Надо отдавать ребенка в обычную школу, как бы тяжело это ни было для родителей. Нужна социализация, интеграция в общество. Человек обязательно должен получить специальное образование, кем-то стать, что-то уметь.

    Для устройства на работу можно обратиться и в общественные организации инвалидов, например, к нам, а не в службу занятости, при наличии результата бумажных дел с нами гораздо меньше.

    Топ-5 вакансий

    Предпочтения инвалидов: вахтер, диспетчер, контролер, гардеробщик, упаковщик.

    Предложения работодателей: инженер, специалист МФЦ по работе с документами, кладовщик-комплектовщик, менеджер по логистике, сметчик.

    Цифра

    9 тысяч рабочих мест предлагают сегодня работодатели Самарской области. Это на четверть больше, чем в прошлом году.

    Поделиться