Но для казанцев это торжество еще и напоминание о том, что первоявленный образ, похищенный в 1904 году, до сих пор не найден. Как повлиял на расследование этого дела Григорий Распутин? Могли ли к исчезновению иконы быть причастны японские шпионы и революционеры? И есть ли шанс найти ее в старообрядческих скитах? Об этом "РГ" рассказал советник мэра Казани Дмитрий Хафизов, посвятивший поиску образа около пятнадцати лет.
Откуда вообще такая уверенность, что икона сохранилась?
Дмитрий Хафизов: Есть такое предание, не скажу, что благочестивое, будто первоявленная Казанская икона после похищения была разрублена и сожжена. Но во всех официальных документах ничего подобного написано не было. Я изучил в оригинале материалы уголовного дела и отчет с заседания суда. В чем была хитрость? Прокурор требовал максимального наказания для преступников, опираясь на одну из версий, согласно которой образ был уничтожен. А за святотатство тогда наказывали гораздо строже, чем за кражу. Но суд не удовлетворил требования прокурора по той простой причине, что у него не было доказательств.
В конце заседания председатель сказал, помню почти дословно: "Нам сейчас придется выйти во двор (там очень много людей ждало решения), и мы не сможем посмотреть в глаза казанцам, потому что не знаем, где икона и что с ней случилось". И приговор был не за святотатство, а именно за кражу: 12 лет каторги Варфоломею Стояну, восемь лет Ананию Комову. А поскольку каторга была не самая строгая, Стоян сбежал с пересылки.
На чем основывалась версия о сожжении иконы?
Дмитрий Хафизов: Она строилась на показаниях десятилетней приемной дочки Стояна Евгении. Пока шло уголовное дело, девочка высказала шесть версий исчезновения: от "закопали в овраге" и "кинули в болото" до "разрубили и сожгли". Причем последнюю версию, по ее словам, она подслушала. Так говорил ее бабушке сам Стоян. Он принес в дом какие-то щепки, заставил их сжечь и сказал, что это была та самая икона.
Второй, кому он сообщил то же самое, был золотых дел мастер, скупщик краденого, которому Варфоломей принес оклад. Такие действия выглядят очень странно. Надо понимать, что он серьезный преступник, "клюквенник", который специализировался на церковных ценностях. Всего за ним числилось более тридцати доказанных ограблений монастырей и храмов.
И этот человек, профессионал своего дела, вдруг начинает рассказывать направо и налево, что икону уничтожил. До этого случая они с подельниками всегда забирали оклад или ризу, а сами иконы оставляли либо подкидывали к полицейскому участку. Дело в том, что тогда еще действовал закон о святотатстве. Если крадешь не просто оклад, а еще и икону, - бессрочная каторга, и чаще всего в очень суровых условиях. Зачем себе устраивать проблемы? И, конечно, в такую нелогичную версию не могли поверить.
Неслучайно расследование продолжалось вплоть до 1916 года. А вела его российская жандармерия, очень серьезная спецслужба. Целый подполковник занимался делом Казанской иконы. Вообще это отдельная тема для разговора, я ей трехтомное исследование посвятил. Планируем по нему выпустить серию документальных фильмов. Чего там только не было: побеги с каторги, подкопы под старообрядческие храмы, заговоры!
Можно все-таки немножко подробнее?
Дмитрий Хафизов: В этой истории было задействовано три "партии". В первую входили княгиня Елизавета Федоровна Романова, ныне прославленная как святая, и саратовский архиепископ Гермоген, впоследствии также новомученик. Они искренне хотели найти святыню.
Вторая партия - это противники поисков. И возглавлял ее не кто иной, как Распутин. Он, собственно, и остановил расследование, прислав в 1916 году императору и императрице телеграмму: "Папа, мама, иконы нет, княгиня хочет обмануть Бога".
И третью партию представляли люди абсолютно прагматичные, которые пытались эту историю использовать в собственных целях. Дело в том, что после исчезновения иконы Россия вступила в череду драматических событий: проиграла Японскую войну, пережила революцию 1905 года, вступила в Первую мировую. И вот на таком фоне было решено "обрести" потерянный чудотворный образ. Ведь Казанская икона была не только покровительницей дома Романовых, но и воинской святыней России, ее знаменем.
В итоге возник заговор, во главе которого стоял московский губернатор. И эта команда решила организовать ложное обретение. С таким предложением они и обратились к Стояну. В это время он после нескольких побегов и убийств был заключен в Шлиссельбургской крепости. Просили заговорщики у него только одного: чтобы он подтвердил, что спрятал икону до поры до времени возле Спасской башни Казанского кремля. И тогда его освободят. И на это предложение он ответил, что сжег образ, и просил больше его не беспокоить.
Но почему? Что ему стоило согласиться?
Дмитрий Хафизов: Вот это-то и странно вдвойне! Мне кажется, он чего-то боялся. А чего мог бояться человек его уровня? Он же был авантюрист высшего разряда! И тут возникает две основные версии. Всего их, к слову, семь. Первая - японский след, как ни удивительно. Шла Русско-японская война, которую японцы сначала проигрывали. А если исчезнет такая святыня, символ российских побед? А еще лучше окажется в плену у японцев? Интересно, что, как только она пропала, были сразу перекрыты границы, начались массовые аресты японских шпионов по всей стране. Причем брали их в поездах, которые шли в сторону Дальнего Востока. Впрочем, при всей красоте версии про спецоперацию здесь много нестыковок. И главная - икона так и не всплыла в Японии
Вторая версия, самая убедительная на сегодняшний день, это старообрядческий след. Ни в коем случае не хочу их обидеть, отношусь к ним с большим уважением. Конечно же, они не были заказчиками, но выкупить украденную икону могли. А у староверов были свои веские причины ее не возвращать. В Российской империи они находились фактически вне закона, им запрещали строить храмы. А в их среде широко была распространена легенда о том, что, как только Казанская икона вернется к ним, старообрядческая церковь будет разрешена.
А они были уверены, что образ принадлежит им. Во-первых, обретен он был в дораскольные времена. Во-вторых, младенец Иисус на иконе благословляет двумя перстами. И, как это ни удивительно, в 1904 году икона исчезает, а в 1905 году, после царского манифеста, старообрядческую церковь разрешают. И первый крупный храм, которые строят в Казани старообрядцы, - в честь Казанской иконы. Получается, будто в благодарность.
И еще один довод в пользу этой версии. Икону воровали непосредственно Стоян и Комов. Но было еще два подельника, которых не привлекли к ответственности. Они предоставили алиби, что кутили в ту ночь в трактире в компании семерых товарищей. Но мы знаем, что ранее эти люди всегда действовали вместе со Стояном. И провернуть похищение иконы вдвоем было невозможно. Причем в преступной иерархии они занимали более высокое положение, чем Стоян.
Так чем же расплатились с теми двумя? Самой иконой! Так, может быть, Стоян отказался идти на ту сделку в тюрьме, потому что боялся подельников или строго соблюдал кодекс воровской чести? Ведь если бы он публично заявил, что икона спрятана, то выставил бы обманщиками товарищей, которые уже продали ее кому-то.
Есть еще версия, связанная с социал-демократами, с их экспроприациями. Причем здесь засветилась фигура Ленина. И если ее рассматривать, то там много ниточек сходится. Но не буду подробно об этом говорить, пока нет убедительных доказательств.
А сколько всего следов вы проверили?
Дмитрий Хафизов: Где мы только не искали икону: Новосибирск, Бильбао (Испания), Ватикан. На проверку каждого следа уходит от нескольких месяцев до нескольких лет. В последний раз поступила информация, что она находится в Сан-Франциско.
Наследники Смоленцевых-Шмелевых, очень известных купцов в Казани, тайных старообрядцев, сообщили, что их дед вывез образ. Своим детям он завещал следить за ней, сказал, что это очень ценная икона с нехорошей историей. Мы долго уговаривали показать ее нам. В итоге сделали экспертизу: увы, образ не тот. Но Казань продолжает искать свою святыню.
Остаются еще два следа: "китайский" и старообрядческие скиты. И если вдруг она проявится где-то, ее, разумеется, ни в коем случае нельзя изымать. Надо договариваться со старообрядцами, убеждать, искать какой-то компромисс.