21.07.2017 08:00
    Поделиться

    Госдума и мир: интенсификация отечественной парламентской дипломатии

    Вопрос об институциализации парламентской дипломатии в Российской Федерации особым образом никогда не ставился. Само понятие периодически звучало и продолжает звучать как в высказываниях отдельных депутатов, так и в оценках СМИ, освещающих международные контакты парламента. Как бы то ни было, все свои семь созывов Государственная Дума играет важную роль в проведении внешней политики России, в развитии международных связей в различных сферах и на различных институциональных уровнях, однако именно в последний год эта работа приобретает заметный системный характер. Обе палаты Федерального Собрания упомянуты в утверждённой Президентом Путиным 30 ноября 2016 года Концепции внешней политики Российской Федерации, где на них помимо законодательного обеспечения внешнеполитического курса страны и выполнения международных обязательств Российской Федерации возложена задача как раз способствовать повышению эффективности парламентской дипломатии.

    С усилением процессов глобализации, включающих последовательное снятие коммуникационных и языковых барьеров, все более значимую роль в международной политике приобретают различные формы дипломатии, выходящие за рамки традиционных официальных связей по линии министерств иностранных дел. Наряду с взрывным ростом механизмов диалога гражданских обществ различных стран, открывающих новые грани общественной, публичной, народной дипломатии, всё более активно в современных мировых процессах проявляют себя и формы парламентской дипломатии, позволяющие вести прямой диалог между представительными органами, способными выступать от имени народов соответствующих государств. Парламенты сочетают черты, которые присущи дипломатии официальной (легитимный статус) и дипломатии общественной (трансляция общественных настроений и интересов, экспертных оценок), и, будучи проявляемыми совместно, производят значительный синергетический эффект в обмене мнениями и выработке совместных решений на международных площадках.

    Можно выделить два уровня анализа этой сферы парламентской деятельности: институциональный и политический. Институциональный уровень - он определяется установленным в национальном законодательстве статусе парламента во внешней политике страны и предполагает выполнение предусмотренных функций (ратификация международных договоров, согласование кандидатур послов и др.). Политический уровень - он связан с более широкой ролью, которую парламент и его члены играет в формулировании и проведении внешнеполитических приоритетов конкретной страны. В последнем случае более широкая роль парламента в международном пространстве может варьироваться, по разным экспертным оценкам, в зависимости от трёх параметров: исторических традиций национального парламентаризма, характеристик политической системы страны и общего положения государства на мировой арене.

    С учетом обострения и поляризации традиционной системы международных отношений и жесткой обособленности инструментов официальной дипломатии, все чаще опирающейся на оказывающиеся более конкурентоспособными механизмы общественной дипломатии, мировая политика активно нуждается в инновационных форматах ведения диалога. Парламентские инициативы обладают высоким потенциалом консолидации государственных усилий по формированию объективного представления о России в зарубежном информационном пространстве и общественного запроса на трансляцию существующих мнений и оценок по актуальным международным проблемам.

    Наряду с другими изменениями, затронувшими практику работы российского парламента после начала работы седьмого созыва Государственной Думы, особую роль играет расширение присутствия высшего законодательного и представительного органа страны в международном дискурсе, на так называемом "внешнем контуре" российской политики. Практика парламентской дипломатии всё активнее выходит за рамки протокольных мероприятий сугубо комитета по международным делам - и руководство палат Федерального Собрания (во главе с обоими спикерами), и весь депутатский корпус включаются в прямой диалог со своими зарубежными коллегами, совершают рабочие поездки как в ближнее, так и в дальнее зарубежье, проводят встречи с представителями властей и гражданского общества разных стран, артикулируют новые идеи и механизмы разрешения различных международных проблем. Представители зарубежных государств посещают российский парламент - и вновь линия нацелена не столько на исключительно поддержку существующих связей, сколько на расширение сотрудничества, поиск решений для имеющихся проблем.

    Важной чертой нынешней парламентской дипломатии России является ее связь с решением конкретных, насущных вопросов. В контексте стратегической внешней политики страны - они не всегда могут быть особым образом идентифицированы, однако их нерешённость совершенно точно создает порой невидимые препятствия для полноформатной реализации необходимых целей и задач. Парламентарии могут как раз выступать эффективными инициаторами необходимой политической воли для решения такого рода проблем, поскольку, во-первых, являются представительной властью, а во-вторых, наиболее близки к нуждам и заботам рядовых граждан, своих избирателей, от которых получают обращения и наказы.

    Хорошим примером разрешения досадной международной коллизии через парламентские механизмы стала инициатива Государственной Думы о разрешении водителям из Кыргызстана использовать национальные водительские удостоверения на территории Российской Федерации (в силу официального статуса русского языка в этой центральноазиатской стране). Такое же исключение сделано и для водителей из Беларуси. Сам факт ограничений был обусловлен необходимостью обеспечения знания всеми водителями, управляющими транспортными средствами на территории России, русского языка, однако его официальное использование в том числе и в регулировании вопросов дорожного движения в некоторых странах не сразу было принято в расчет. Поездка парламентской делегации во главе с Председателем Государственной Думы В. Володиным в Бишкек позволила оперативно разрешить такой не самый заметный, но весьма чувствительный в долгосрочной перспективе для двусторонних отношений вопрос.

    Весьма показательными с точки зрения эффективности парламентской дипломатии - причем в самом широком смысле, с учетом актуальных внешнеполитических задач - являются летние поездки спикера в Европу и Азию: в Сербию и Южную Корею. В обеих странах недавно сменилась власть - прошли выборы, в результате которых появились новые президенты. Обе страны (в разных плоскостях и на разных основаниях, но всё же) демонстрируют позитивное отношение к России: успели доказать способность противостоять внешнему принуждению к принятию антироссийских мер, последовательно выражают настрой не просто на укрепление, но и на всестороннее развитие отношений с Российской Федерацией.

    Вячеслав Володин был первым высокопоставленным представителем России, встретившимся с новыми президентами обеих стран: Сербии - Александром Вучичем и Южной Кореи - Мун Чжэ Ином. Оба визита спикера послужили значимым катализатором как для обеспечения преемственности и нарастания политического диалога, так и для решения важных задач двусторонней повестки отношений с каждой из стран.

    В Сербии остаются сложности геополитического характера, что ограничивает эффективность сохраняющихся традиционных российско-сербских связей. Разумным выходом в этих условиях является развитие межпарламентского диалога. Развитие взаимодействия специализированных парламентских комиссий может способствовать появлению новых инициатив, в частности в области малого и среднего бизнеса, образования, сотрудничества Сербии с российскими регионами. Все это может стать драйвером для российско-сербских отношений на ближайшие годы.

    Парламентский диалог с Южной Кореей может способствовать динамике развития российского Дальнего Востока, активизации его внешних связей с Северо-Восточной Азией. Именно для создания дополнительных стимулов к притоку сюда инвестиций политическое руководство России уделяет внимание соседним государствам, "подогревая" экономическое взаимодействие. Визит Председателя Государственной Думы в Сеул особенно актуален накануне Восточного экономического форума, который пройдет во Владивостоке в начале сентября.

    Результативность демонстрируют и визиты в Москву парламентских делегаций других стран. По итогам встреч в Государственной Думе парламентарии все чаще выходят с совместными инициативами, которые укладываются в логику развития двусторонних связей, реализации внешнеполитических приоритетов Российской Федерации по тем или иным направлениям. Так, в ходе официального визита в Россию Председателя Кнессета Израиля Юлия Эдельштейна на встрече в Государственной Думе удалось договориться о совместной работе парламентариев обеих стран по сохранению исторической памяти о Второй мировой войне. Причем работа уже сегодня приобретет конкретные формы в реагировании на реальные случаи наступления на правду о борьбе с нацизмом и подвиге солдат-освободителей. В качестве реакции на принятую в Польше поправку к закону, позволяющую сносить памятники бойцам Красной Армии, было выпущенное принятое синхронно совместное заявление российского и израильского парламентов, осуждающего подобную практику глумления над общей памятью.

    Впервые за последние 14 лет в Государственной Думе состоялась встреча со Спикером нижней палаты парламента Индии Сумитрой Махаджан, которая выступила с думской трибуны и отметила необходимость наращивания экономических связей между двумя странами на фоне весьма высокого уровня политического сотрудничества. Тем самым была возобновлена практика выступления иностранных политических деятелей в российском парламенте. Расширение парламентского диалога является тем механизмом, который позволит расширять все сферы сотрудничества, которые нуждаются в более плотной и регулярной работе, в более внимательном отношении с обеих сторон.

    Современная дипломатия, в том числе и на парламентском треке не ограничивается сугубо двусторонними связями с теми или иными государствами. Большую роль играют сетевые, многоакторные формы международного взаимодействия, которые в условиях плюралистической природы представительной власти становятся наиболее действенными элементами, гармонично приложимыми к практике парламентской дипломатии, направленной на выработку и согласование подходов к решению широкого комплекса проблем в условиях высокой пестроты задействованных интересов. Парламентские ассамблеи как самостоятельное измерение соответствующих международных институтов и организаций представляют, с одной стороны, механизмы политического обеспечения объединения тех или иных государств, а с другой стороны - являются широкими рабочими группами по выработке наиболее соответствующего представляемым народам видения в ключевых сферах сотрудничества.

    Инициативы Государственной Думы по участию по внешнеполитической динамике крайне востребованы не только избирателями, которые хотят иметь прямые инструменты донесения собственных позиций до международных акторов, но и самой внешней средой. Организация парламентских мероприятий по обсуждению актуальных вопросов мировой повестки, участие депутатов в международных конференциях, выступления в зарубежных СМИ - интерес к российским парламентариям всегда остаётся на высоком уровне, и на их мнения ориентируются в восприятии России и российской политики во многих уголках мира. Развитие и совершенствование этой работы и формируют ядро самодостаточной, активной, эффективной парламентской дипломатии России в современном мире. 

    Поделиться