03.08.2017 11:52
    Поделиться

    Калининградская семья вырастила детей без документов

    В Калининграде прокуратура помогает легализовать свое положение двум горожанам - сестре и брату. С самого рождения молодые люди, которые даже не знают своего точного возраста, де-юре не существуют: никогда нигде не регистрировались, не имели ни одного документа, не посещали никаких учреждений - ни образовательных, ни медицинских. Даже читать и писать учились дома, самостоятельно.

    Откуда взялись дети

    Сколько им лет, Оля и Олег (имена изменены) знают лишь приблизительно - 21 и 23 года, плюс-минус. Достоверно то, что брат старше - а на сколько, точно неизвестно. Как ни удивительно, семья эта - полная: есть и отец, и мать. Оба тоже практически без документов, весь комплект на семью - трудовые книжки да свидетельства о рождении родителей. Паспорта у них были только советские, и те потеряны давно, а российских они не получали.

    Вот по этому скудному набору и приходится сейчас прокуратуре восстанавливать историю семьи. Инициативу проявила самая младшая - Оля. По ее словам, уже второй год она ходит по инстанциям - была и у уполномоченного по правам человека, и у депутата, и в УФМС. Но решить эту проблему - установить факт рождения людей и помочь им получить документы, удостоверяющие личность, - может только суд. Туда сейчас и обратилась в интересах брата и сестры прокуратура Центрального района Калининграда. Но пока не получается даже выяснить, откуда у пары взялись дети.

    - Ситуация осложняется тем, что оба они, по словам родителей, родились за границей: девочка - в Белоруссии, в Витебске, а мальчик - в Литве, - объясняет старший помощник районного прокурора Дина Зырина, которая занимается проблемой этой семьи. - Получить подтверждение в Литве более проблематично, туда будет делать запрос суд. А вот витебские роддома мы уже запросили, но пока это ничем не помогло. Мама не может даже год рождения дочери сказать - помнит только, что это было на Ивана Купалу. Не помнит и того, под какой фамилией рожала - документов не было, могла как угодно представиться, а с отцом ребенка брак не зарегистрирован. Мы послали запрос с разбросом на три года - на июль 1994-го, 95-го и 96-го, по той фамилии, что указана в ее свидетельстве о рождении. Ответ из Витебска пришел отрицательный. Мы направили повторный запрос - уже на фамилию отца. Если и не под ней она рожала, то не представляю, честно говоря, как мы будем подтверждать эту информацию.

    Никто и звать никак

    История семьи в рассказах ее членов и немногочисленных документальных подтверждениях выглядит так. Отец, которому сейчас 49 лет, всегда работал на стройках. Мать, на пять лет моложе гражданского супруга, в 80-х приехала из Витебска к брату в Калининград, окончила здесь училище и пошла работать на швейную фабрику. Познакомилась с будущим отцом детей и уехала с ним в Литву, где было какое-то жилье. Там и родился первенец Олег - предположительно в 1993-м. Через некоторое время переехали к ее матери в Белоруссию, где родилась девочка. Почему мать не взяла справки о рождении сына и дочери и не зарегистрировала их в органах ЗАГС - ответа нет, но с тех пор ее дети с точки зрения государства - никто и звать никак.

    После смерти бабушки в Белоруссии родители Оли и Олега решили вернуться в Калининград. Как они пересекали государственную границу с тогда уже независимыми Литвой и Белоруссией с детьми, на которых не было документов, - загадка. Но, так или иначе, примерно с декабря 1995 года живут в Калининграде постоянно. И фактически на нелегальном положении.

    - Они все время меняли место жительства, снимали домики в садовых обществах, - рассказывает Дина Зырина. - Отец, похоже, был главным кормильцем. До 2000 года, судя по записям в трудовой книжке, - официально, еще по паспорту СССР, а потом - уже неофициально. Мать какое-то время, еще в 90-х годах, работала дворником - у нее две записи в трудовой: швея и дворник. А потом собирала грибы, ягоды и прочие растения, продавала все это, и дети с ней вместе, с раннего возраста. И нигде никогда не учились. Родители считали - раз документов нет, то их ни в детсад, ни в школу не возьмут. А как документы оформить, не знали, и поэтому никуда не обращались. Дети говорят, что в основном читать и писать они учились сами, мама с папой покупали им прописи. Родители выпивают, но не производят впечатления деградировавших, опустившихся людей - нормально выглядят, я ожидала гораздо худшего. Все четверо и сейчас живут в домике в садовом обществе. Территория довольно ухоженная, видно, что они огород там держат.

    От сверстников не отличаются

    Выросшие в таких странных условиях молодые люди производят неожиданно приятное впечатление - это единодушно отметили и в прокуратуре, и в аппарате калининградского омбудсмена, и в УФМС. Спокойные, вежливые, аккуратные, прилично одетые и речь довольно развита - словом, ничем не отличаются от сверстников. А вот нам с Олей и Олегом поговорить так и не удалось. Как "РГ" ни добивалась встречи, мотивируя, что эта история может помочь другим людям в подобном положении как пример надежды в безвыходной ситуации, - брат с сестрой отказались беседовать с журналистом даже на условиях полной анонимности. "Гордиться нечем, - передали мне их ответ, - не хотим, чтобы на нас смотрели как на зверей в зоопарке, нам здесь жить и работать". Вот такие у них жизненные планы. А парень интересуется службой в армии.

    К труду привыкли с малолетства. Сейчас они оба работают: сестра - официанткой, брат - охранником. Без официального трудоустройства, конечно. Семья даже в благотворительные организации за помощью, едой или одеждой никогда не обращалась - говорят, всего достаточно было. И, скорее всего, криминального прошлого ни у младших, ни у старших нет. Но отпечатки пальцев у всей семьи на всякий случай сняли и отправили на проверку. Ждут ответа. И вообще только ждать остается: процедура может длиться до полугода.

    Занимается прокуратура и мамой, которую дети буквально за руку привели: сама бы и не обратилась, ведь столько лет без документов - и дальше бы жила, все устраивает. Запросили сведения с мест работы, где она была официально трудоустроена, чтобы в упрощенном порядке оформить ей гражданство и паспорт. А то ведь даже в суд невозможно вызвать для установления юридического факта, что эти дети родились у этой женщины.

    P. S.

    Это, конечно, история о поразительной родительской безответственности и инфантилизме взрослых людей. Но это также и о человеческом равнодушии - за многие годы не нашлось ни одного взрослого, который бы взволновался, что дети не ходят в школу, работают вместе с родителями с малых лет. Ведь не в таборе, не в глухой деревне - в областном центре росли.

    А еще это, как ни парадоксально, - о любви, верности и долге: хоть и тяжела была жизнь этой семьи, но они всегда оставались вместе, поддерживая друг друга. Глава семейства не бросил обузу, подавшись в бега, взрослые не подкинули детей в детдом, не оставили на улице. Видно, что брат с сестрой не бродяжничали, не побирались, не воровали - в противном случае давно засветились бы "по малолетке" и были бы при документах. Похоже, что-то важное все же вложили в души своих детей эти горе-родители. И пусть их дети живут лучше и осмысленнее их. Будем ждать завершения этой истории.

    Поделиться