издается с 1879Купить журнал

Торговля кого выручит, а кого и выучит

Пеструю ярмарочную жизнь жестко регламентировали инструкции и постановления

Пеструю ярмарочную жизнь жестко регламентировали инструкции и постановления

Так ярко, как писатель Павел Мельников в своем романе "На горах", Нижегородскую ярмарку мало кто описывал. Вот сочные фрагменты из романа, дополненные колоритными выдержками из инструкций и путеводителей, найденных в Центральном архиве Нижегородской области.

ОБ АТМОСФЕРЕ

"Спереди целуют, сзади царапают"

* "Немало, брат, покатался я за границей, всю Европу исколесил. И там весь торг на обмане стоит, - где деньги замешались, там правды не жди. И за границей, что у нас: ладят с тобой дело, так спереди целуют, а сзади царапают...".

* "Обойди ты теперь всю здешнюю ярманку, загляни в любой трактир, гостиницу - везде вопль содомский и гоморрский, везде вавилонское смешение языков... В прежние времена такого нечестия здесь и в духах не бывало".

* "На каждом шагу мальчишки-зазывалки то и дело в лавки к себе заманивают, чуть не за полы проходящих хватают: "Что покупать изволите?! У нас есть сапоги, калоши, ботинки хороши. Товар петербургский, самый настоящий английский".


Комментарий "Родины":

Ярмарка славилась не только обилием товара и миллионными барышами, но и кутежами купцов, выехавших из дома на несколько недель, а то и месяцев.

Не случайно в "Инструкции для продавцов питей в казенных винных лавках Нижегородской губернии" за 1901 год особо сказано, что торговцы должны знать, когда "расход питей ожидается усиленный", и, "сообразно с этим, заготовить необходимое количество питей для лавки". При этом не дозволялось "в лавках держать запас питей, превышающий двухмесячный расход".

Что касается пения и воплей "содомских и гоморрских", в 1899 году "Обязательные постановления для торгующих и пребывающих в Нижегородской ярмарке" регулировали этот вопрос.

В увеселительных и трактирных заведениях на ярмарке, харчевнях и пивных лавках накануне праздников Преображения, Успения, Усекновения Главы Иоанна Предтечи, Рождества Пресвятой Богородицы музыка и пение с 4 часов вечера воспрещались.

Также во всех гостиницах и трактирных заведениях воспрещалось "иметь женские хоры и шансонетных певиц" - как и женскую прислугу в пивных лавках. "Мужские хоры" дозволялись в залах, кроме праздничных дней "от 8 часов вечера до 1 часу ночи".

О ТЕРРИТОРИИ

Грузчик. / РИА Новости

"Лубянками" зовут каменные корпуса..."

* "Между шоссейной дорогой, обстроенной с обеих сторон рядами лавок, и песчаным берегом Оки, до последнего большого на ярманке пожара (в 1864 году), тянулись в три порядка тесные неказистые деревянные, где дранью, где лубом крытые платочные ряды...".

* "Обширные лавки мыльных рядов с полу до потолка завалены горами разного мыла, ящиками со стеариновыми свечами и бочонками с олеином. Позадь лавок по широким дворам едва можно пройти - бунты с мылом и свечами, крытые от дождей плотными циновками, навалены там в громадном количестве".

* "Лубянками зовут каменные корпуса лавок, преимущественно с красным товаром, построенные между Обводным каналом и шоссе. Их зовут также Ивановскими (по фабричному селу Иванову)".

Лавка старьевщика.


Комментарий "Родины":

"Шопингом" посетители ярмарки не ограничивались. И "Путеводитель по Нижегородской ярмарке", составленный А.П. Мельниковым и Г.П. Демьяновым, рассказывал им, как расцветить свой досуг.

Так, например, отмечалось, что "единственный на ярмарке увеселительный сад "Тиволи" в последние годы стал излюбленным местом, куда собираются "восточные" люди". Поэтому тем, "кто ищет более эстетическое удовольствие, рекомендуем обращаться в ярмарочный театр, в который иногда приглашается порядочная драматическая или оперная труппа", - советовало издание.

Еще одним примечательным местом была Самокатская или Самокатная площадь.

- Самокат - это народный трактир, - говорилось в "Путеводителе". - В самой просторной зале движется кругом ряд ящиков, имеющих форму кузова повозки, и заменяющих сидения; это, собственно, и есть самокат, который приводится в движение (под полом) лошадьми, а иногда людьми. Вечером самокат наполняется свойственной ему публикой, которая гуляет тут во всю ширь русской натуры.

Кстати, чтобы гулянка русской души все-таки имела пределы, Министр внутренних дел приказом от 28 июня 1861 года утвердил "Правила для содержания домов терпимости" и "Правила для публичных женщин", которых старались придерживаться в дни проведения ярмарки.

Значительная часть "Путеводителя" посвящена общепиту. Авторы констатируют, что "в лучших гостиницах столоваться можно только ограниченному меньшинству, так как цена на стол поднимается там до грандиозных размеров". В связи с этим Мельников и Демьянов предлагают обращаться к хорошим поварам, содержащим кухмистерские, где стол "нисколько не уступает пресловутым гостиницам" и "значительно дешевле".

Публике же, предпочитающей роскоши и обилию блюд простоту и дешевизну, рекомендовалось питаться в Макарьевских кухнях, "где стол далеко не так дурен, как можно это подумать, смотря на убогие лачуги-кухни".

А в 1885 году "в память пребывания на ярмарке Их Императорского Высочества Великого Князя Владимира Александровича и Великой Княгини Марии Павловны" ярмарочный комитет построил народные столовые, где "от 12 до 4 ч отпускаются обеды бесплатно и за деньги. Обед стоит 5 к., чай - 3 к.".

О ПОРЯДКАХ

Указатель Нижегородской ярмарки (1911 год) и Приказ по ярмарочной полиции (1904 год).

"Огонь в лавках воспрещен"

* "Из крупных торговцев, из тузов, что ездят к Макарью, больше половины московских. Оттого на ярманке и порядки все московские. Тех порядков держатся там и сибиряки, и уральцы, народ верховый и низовый...".

* "Когда рыбный караван приходит к Макарью, ставят его вверх по реке, на Гребновской пристани, подальше ото всего, чтоб не веяло на ярманку и на другие караваны душком "коренной" (рыба крепкого посола. - Прим. ред.)".

* "Огонь в лавках воспрещен, а в палатках над ними, где купцы живут, хоть и дозволяют держать огонь часов до одиннадцати, но самовары запрещены. Правда, на эти запреты никто почти внимания не обращает, в каждой лавке ставят самовары и курят табак безо всякой опаски".

* "К изумлению строителя Главного дома (генерала Бетанкура. - Прим. ред.), купцы туда не пошли, а облюбовали себе трактиры... В пустой ни на что не нужный Главный дом посадили тогда губернатора...".


Комментарий "Родины":

На территории ярмарки была своя ярмарочная полиция, пожарная часть, лечебница. В "Путеводителе" 1888 года сообщалось, в частности, что на ярмарку командируются "два нижегородских городовых врача и открывается ярмарочная больница для всех классов".

Пожарной безопасности тут уделяли особое внимание, опасаясь, что огнем может быть охвачена вся ярмарка. А это многомиллионные убытки.

Поэтому в "Постановлениях для торгующих и пребывающих" отмечалось, что "во всем районе ярмарки курение табака, сигар и папирос, безусловно, воспрещается, за исключением отведенных мест".

Воду в самоварах дозволялось согревать лишь в номерных зданиях и помещениях над лавками с тем, чтобы были устроены самоварники нормального типа. Владельцам лавок вменялось в обязанность "иметь при каждом балагане, амбаре и складе товаров лестницу и чан, наполненный водою".

Все эти предписания, конечно, неоднократно нарушались. Случались возгорания, в дело вступала пожарная команда. Она насчитывала 56 человек, 46 лошадей и самые современные на тот момент средства пожаротушения.

"Убеждены, что эти пожарные силы ярмарки находятся в положении, которое не оставляют желать ничего лучшего, - восхищались составители "Путеводителя". - Не может быть и речи о сравнении антипожарных средств ярмарки с такими же средствами Нью-Йорка, который славится в этом отношении. Но если взять известные противопожарные средства, ни одна столица в мире не обладает такими".

Правила дорожного движения тоже нужно было соблюдать. Например, "хозяевам ломовых извозчиков и их работникам при езде обозом вменялось в обязанность между каждыми тремя, едущими одна за другой подводами, оставлять перерыв, достаточный для свободного проезда двух экипажей".

Движение на ярмарке было, как сказали бы сейчас, плотное...

ВЗГЛЯД ИНОСТРАНЦА

Населенные реки поразили больше всего

Этот торговый город-поденка состоит из большого числа широких и длинных улиц, прямых, как стрела, и пересекающихся под прямыми углами - план, весьма далекий от живописности. Десяток-другой павильонов псевдокитайского стиля возвышается над магазинами, но их фантастические очертания почти не оживляют печального и унылого общего вида ярмарки. Этот чинный базар кажется пустынным - так он велик. В его черте не видно толпы, тогда как окружающие эти лавочные линии предместья кишат разноплеменным и разноязычным народом. Ярмарочный город, как и все современные русские города, слишком велик для своего населения, хотя последнее и состоит, как я уже говорил, из двухсот тысяч душ в среднем. Правда, в это огромное число входят все приютившиеся во временных лагерях, разбитых вокруг ярмарки, а также избравшие своим жильем реки. Последние на большом расстоянии покрыты сплошным лесом судов всех видов и размеров, где живет сорок тысяч человек. Эти населенные реки поразили меня, пожалуй, больше всего. Они напоминают нам картину китайских городов, где реки превращены в улицы людьми, живущими, за недостатком твердой земли, на воде. [...]

Из книги маркиза Астольфа де Кюстина
"Россия в 1839 году"