Выставка небольшая, расположилась в комнате площадью около 20 квадратных метров, но точнее пространства и представить невозможно. Булгаков и Цветаева тоже всегда находились слишком близко друг к другу, гуляли по одним и тем же улицам, ходили в гости по одним и тем же адресам, выступали на одних и тех же сценах, отдыхали на одних и тех же берегах… Круг их географии сужался настолько, что встреча казалась неминуемой. Но даже когда до их реального пересечения оставались считанные метры или часы - один из них обязательно сворачивал или опаздывал.
- Наверное, у любителей мистифицировать Булгакова появился еще один козырь?! - спрашиваю у куратора вставки, научного сотрудника музей Булгакова Елены Михайловой.
- Ну, конечно! - смеется она. - Мы тоже позабавились по этому поводу. Потому что постоянно что-то притягивалось из биографии Булгакова к биографии Цветаевой и наоборот. Например, она жила в Париже и скорее всего там читала "Белую гвардию", а он туда стремился, и нередко судьбы его героев связаны с Парижем, его тексты там выходили, и с Цветаевой во Франции они наверняка бы встретились, но его эмиграция не состоялась.
Впрочем, не мистика стала поводом выставки. Все гораздо прозаичнее. Это проект двух музеев - Булгаковского и дома-музея Цветаевой, которые давно хотели придумать что-то совместное. А тут два юбилейных года подряд, в прошлом - ему 125, в этом - ей. Мимо не пройдешь, тем более, когда их объединяет такая драматургия.
- Мы долго искали ту нить, которая могла бы связать все эти не/встречи, и мы нашли ее, это Москва. В ней они оказывались в одно и то же время, но в разных местах, или в одних местах, но в разное время, - рассказывает директор Дома-музея Марины Цветаевой Елена Жук, - Но нам, конечно, не хочется, чтоб все наши открытия показались притянутыми за уши, надуманными. Наоборот, наша выставка тем и уникальна, что это колоссальный импульс для исследователей - увидеть вдруг вместе этих двух личностей!
Они и правда будто наконец встретились, не смогли ускользнуть друг от друга в этом тесном пространстве выставки, атмосферу которой создает карта Москвы, их Москвы, фотографии, письма, автографы, и даже янтарные бусы Марины Цветаевой и ее Берлинское платье - знаменитое благодаря одной из растиражированных фотографий. Это платье не выставлялось более четверти века.
Но скептиков, конечно, не убедить подлинными артефактами. Вот и на открытии выставки один из посетителей, молодой дотошный интеллигент, долго спорит с кураторами - что, де, не могли они точно знать: виделись или нет эти два гения русской литературы. Ученые говорят, что и сами были бы рады отыскать доказательства такой встречи, и рассказывают, как однажды у них даже появилась зацепка. Один из экспонатов - стенограмма допроса литератора Петра Толстого, который рассказал ГПУ, будто Марина Ивановна, прочитав "Белую гвардию", подарила ее автору мундштук из слоновой кости. Но все это оказалось выдумкой, попыткой опорочить обоих писателей перед советской властью. Последняя надежда на их встречу растаяла как дым из того самого мундштука.
- Важно понимать, что наша выставка - не про географию и не про предметы, а это размышление о том, как на самом деле сложились судьбы писателей, и о том, как могло бы все сложиться иначе, если бы они встретились, - подчеркивает директор Музея Булгакова Петр Мансилья-Круз.
Присоединиться к размышлениям можно до 10 сентября. Организаторы не исключают, что после закрытия выставки по московским адресам не/встреч Булгакова и Цветаевой начнут водить экскурсии.