17.08.2017 20:32
    Поделиться

    Бражников: Реагирование МЧС за рубежом вышло на беспрецедентный уровень

    На днях МЧС России направило один из своих самолетов на борьбу с пожарами в Армению. Это очередная акция помощи братской стране - лишь маленькая капля в большой череде гуманитарных акций помощи, которые проводят наши спасатели по всему миру. О том, для чего нам это надо, и о том, как сейчас российские спасатели готовятся реагировать на различные катастрофы и кризисы, корреспонденту "РГ" рассказал директор Агентства "Эмерком" Юрий Бражников.

    Юрий Владимирович, направить самолет тушить пожары в другую страну - удовольствие не из дешевых. И это при том, что и у нас в стране не все пожары до сих пор потушены. Понятно, что Армения не чужая нам страна, но МЧС помогает не только дружеским странам, а вообще всем, у кого беда.

    Юрий Бражников: Из вашего вопроса можно вычленить ключевое слово - беда. Главное, что в нас нуждаются. А это не пустой звук. В связи со значительным увеличением в мире за последние десятилетия количества и масштабов чрезвычайных ситуаций реагирование МЧС России за рубежом вышло на беспрецедентный уровень.

    С начала 1993 года по настоящее время проведено более 430 крупных операций чрезвычайной направленности. Среди них 278 операции - это доставка грузов гуманитарной помощи. Мы даже в США дважды доставляли помощь, в 2005 и в 2012 годах.

    Кроме того, нами за этот период проведены более 20 крупных аварийно-спасательных и поисковых работ во многих странах. В 9 странах организована работа мобильных госпиталей, проведено 47 операций по эвакуации и медико-психологической помощи российских граждан при угрозе их жизни, 19 операций по тушению природных пожаров. Более 100 раз эвакуировали тяжелобольных российских граждан из зарубежных государств. Статистика первой половины текущего года (таблица) подтверждает место и роль России в коллективных гуманитарных усилиях.

    Гуманитарные акции действительно дорогостоящие и позволить себе их может только мощная и великая страна, признанная таковой ООН и другими авторитетными международными организациями. Об этом необходимо помнить в дни международной гуманитарной помощи и содействия.

    Мы таковой державой признаны? А то в последнее время со стороны западных организаций слышны только обвинения то в допинге, то во киберпреступлениях, то еще в чем...

    Юрий Бражников: Я имею в виду серьезные международные организации. И да, конечно, мы признаны во всем мире как передовая и надежная структура, особенно когда речь идет о реагировании не просто на аварии или природные бедствия, а при реализации мегарисков или постконфликтного восстановления. То есть они, связанные с глобальными вызовами, требуют масштабного, многопланового и коллективного реагирования.

    Потому что ликвидировать последствия наводнения или потушить пожар способны многие, а вот, скажем, оказать помощь тысячам беженцев, внести гуманитарный вклад во многие страны при цунами или справиться с вирусом Эбола способны единицы.

    А в мире еще есть проявления и вспышки холеры?

    Юрий Бражников: Да, в Йемене. В условиях обширной по видам бедствий гуманитарной катастрофы МЧС России реагирует, помогает населению и правительству этой страны. При этом мы эвакуируем на родину не только россиян, но и граждан СНГ, решая эту сложную задачу комплексно и в соответствии с требованиями ООН. В этом году катастрофа в Йемене - под особым международным вниманием, это и наша ответственность.

    Проведены более 20 крупных аварийно-спасательных и поисковых работ во многих странах

    Кроме того, в этом году развернут оперативный госпиталь "Центроспаса" МЧС России в Сирии, который передан в дар одному из районов агломерации Алеппо на западе Сирии. Показывает свою эффективность и российская вакцина против опустошительного и страшнейшего вируса Эбола, который свирепствовал в странах западно-африканского региона совсем недавно. Никто не смог ее создать, а российским вирусологам удалось. Эта гуманитарная акция проходит под эгидой Всемирной организации здравоохранения.

    Многие другие программы финансируются и проходят под патронажем ООН. Более авторитетного признания представить себе невозможно. Но, повторюсь, главное признание - это пострадавшие простые люди, которым мы помогли выжить. В нас действительно нуждаются.

    Мы - спасатели и профессионально занимаемся делом спасения людей и реагирования на риски. МЧС России при координации и поддержке МИДа России и во взаимодействии с другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти обеспечивает результативное решение задач по чрезвычайному гуманитарному реагированию за рубежом. Все гуманитарные операции проводятся во исполнение соответствующих поручений президента и правительства России. И мы можем гордиться тем, что по этому показателю мы в мировых лидерах.

    Например, наши, ставшие знаменитыми, белые Камазы в мире знают не после того, как они отправились на Донбасс, а еще с 1993 года. Тогда в телевизионные кадры и на обложки журналов попали гуманитарные колонны в Югославии. А в 1994 году они уже доставляли помощь в разоренную Руанду, обеспечивали работу лагерей беженцев в Танзании. А далее был Кавказ, Центрально-Азиатский регион и, конечно, Афганистан.

    Что вы имеете в виду под мегарисками?

    Юрий Бражников: Прежде скажем, что это современный тренд подготовки международных спасателей, точнее отрядов спасателей, которые аттестованы по программе ИНСАРАГ (консультативная группа ООН по поиску и спасению) применительно для участия в международных операциях в любых регионах мира и в наиболее сложных условиях. Начиналась эта программа с последствий землетрясений в современных городах - промышленных агломерациях, где высочайшая плотность населения и многие риски реализуются в комплексе.

    К примерам мегарисков можно отнести угрозу неожиданного и мощного извержения Везувия - вулкан "взрывного типа". Всех впечатляет картина Карла Брюллова "Последний день Помпеи", но не многие знают, что не фашисты, а именно Везувий в 1944 году своим неожиданным пробуждением даже замедлил продвижение американских войск по Италии. Если бы вулкан тогда взорвался, то катастрофа могла иметь глобальные последствия.

    Сегодня Везувий снова просыпается, угрожая всей Европе. Исследуя территории в районе Неаполя, ученые ЕС пришли к неутешительным выводам: "надо ждать его извержения, и последствия могут быть более серьезные", чем 400 лет назад. Ждем его извержения в наши дни, и исключать подобного сценария нельзя. "Вторые Помпеи" не должны повториться, но если это произойдет, то группировка спасателей будет включать все силы ЕС и, конечно, России.

    При этом, современный мир привык, что есть регулярные "страховки" и даже перестраховочные компании, которые обеспечивают сами "крупные" выплаты помощи. Но когда речь идет о чем-то глобальном, то тут отдельное государство или даже группа государств может не справиться с вызовами. Именно поэтому сравнительно недавно (2011 год) наш корпус чрезвычайного гуманитарного реагирования провел с итальянскими коллегами совместные учения, где отрабатывались сценарии и реагирование на подобные суперриски.

    Когда был создан корпус, кто в него входит?

    Юрий Бражников: Российский национальный корпус чрезвычайного гуманитарного реагирования создан по распоряжению президента и постановлению правительства России в 1995 году. Он представляет собой формирование, а точнее группировку аварийно-спасательных сил всех видов на базе сил и средств МЧС России, предназначенное для оказания срочной помощи иностранным государствам в любых условиях и на удаленных территориях в соответствии с решениями президента РФ и правительства РФ, а также обязательствами в рамках деятельности ООН.

    Основными задачами корпуса с момента его создания стали поиск и спасение людей, доставка всех видов гуманитарной помощи, эвакуация, исходя из оперативной обстановки и по медицинским показателям, участие в оперативной международной координации на базе договоренностей с ООН. Важный момент "работы" Корпуса - разработка многовариантной схемы налаживания взаимодействия с партнерами по коалиции и возможность формирования дополнительных задач "по ходу" операций и их решения. В состав корпуса были включены и стали его основой легендарные структуры МЧС России: "Центроспас" с аэромобильным госпиталем, авиационные комплексы, автотранспортные отряды и, конечно, Агентство по обеспечению и координации российского участия в международных гуманитарных операциях "Эмерком".

    Гуманитарные акции действительно дорогостоящие и позволить себе их может только мощная страна

    Сегодня в Российской Федерации на межправительственном и ведомственном уровне заключены соглашения в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций более чем с 50 странами. Кроме того, за рубежом мы работаем под эгидой ООН и тесно взаимодействуем с ее подразделениями. Эффективно развивается сотрудничество и с Международной организацией гражданской обороны - профессиональной структурой, имеющей всемирный статус, закрепленный в Уставе. Поэтому все 54 государства - члены МОГО - это фактически наши потенциальные и стратегические партнеры, с которыми идет и наращивается обмен опытом и знаниями в области гражданской обороны. У нас есть многосторонние договоренности, в рамках Содружества независимых государств, а также взаимные интересы и практика работы с ЕС, ШОС, БРИКС и другими объединениями. Хотел бы подчеркнуть в этом контексте и "Группу-8", со странами которой наработан опыт реагирования и в гуманитарной области подписаны целевые договоренности.

    Потенциал развития - создание глобальной системы чрезвычайного реагирования?

    Юрий Бражников: Казалось бы, что до этого далеко, но опыт ООН при крупнейших трагедиях, взаимодействие пожарных и спасателей, развивающееся сейчас, например, в рамках ИНСАРАГ, говорит об ином. Это объединение спасательных ресурсов всего мира без политики, границ и языковых барьеров. ИНСАРАГ - это единый международный стандарт поиска и спасения. Сегодня около 40 аттестованных отрядов по всему миру, в том числе и три подразделения в России.

    Теперь представим, что структуры, подобные Корпусу или исповедующие иную концепцию гуманитарных действий на национальном уровне, также станут едиными. То есть будет принят курс на интеграцию основных гуманитарных стандартов, сил и средств, действующих в мире и востребованных во все большем, глобальном масштабе. Так зарождается основа системы чрезвычайного реагирования. Основа и примеры имеются.

    При этом, как я понимаю, мы, развивая свои международные возможности, не навязываем свои стандарты, а наоборот, опираемся на международные нормы?

    Юрий Бражников: Да, иначе эта работа была бы невозможна. Всеобъемлющий подход к снижению риска бедствий был изложен в Хиогской рамочной программе действий, принятой в 2005 году. Вместе с тем, следует отметить, что за 10 лет, прошедшие после принятия Хиогской рамочной программы, глобальный риск бедствий существенно не снизился, а наоборот, впервые после Второй мировой войны достиг критического уровня. Это связано с процессом развития технологий, урбанизацией, негативным воздействием деятельности человека на окружающую среду, утратой источников воды и других жизненно необходимых факторов, многочисленными военными конфликтами, терроризмом.

    Тогда в г. Кобе (Япония) была обсуждена региональная проблематика - возникли при участии МЧС России первые региональные центры гуманитарной направленности, практики действительно стали более результативными. Таким образом подобные центры стали возникать как по линии ООН, так и других структур. Был сделан еще один шаг к глобальной системе.

    На третьей Всемирной конференции ООН по снижению риска бедствий, которая прошла в марте 2015 года в г. Сендай (Япония), государства подтвердили свое твердое намерение добиваться того, чтобы вопросы снижения риска бедствий и создания потенциала противодействия катастрофам решались в первоочередном порядке в контексте устойчивого развития, включались в стратегии, планы, программы и бюджеты всех уровней. Основная идея заключается в том, что сегодня инвестировать в устойчивость дешевле, чем оплачивать катастрофы. Это подтверждается и научными исследованиями.

    Эта тематика активно обсуждалась и на полях Генассамблеи ООН в Нью-Йорке в сентябре прошлого года с участием России. И в мире с надеждой смотрят на российский опыт побеждать бедствия и находить возможность быстро и эффективно дать помощь людям, где бы они не находились, Важно в этом контексте опираться на ответственность государств, которая во многом приходит с пониманием места и роли гражданской обороны. Современные угрозы и вызовы должны столкнуться и остановиться перед твердым управлением и прогрессивными технологиями помощи и спасения.

    Поделиться