издается с 1879Купить журнал

Зачем в Москве разрушили старинный вокзал?

Зданию хотели придать статус памятника, но не успели

18 августа 2017

Как известно, в Москве снесли вокзальное здание на платформе "Рабочий поселок". Департамент культурного наследия города в момент сноса рассматривал заявление на придание зданию статуса памятника. Но это не остановило тех, кто занимается реконструкцией железной дороги.

Ранее в пресс-службе Московской железной дороги "РГ" сообщили про реализацию проекта, направленного "на увеличение объемов пригородного движения и повышения качества обслуживания пассажиров". На "Рабочем посёлке", помимо строительства главных путей, строят и новую платформу с кассовым павильоном.

Здание, которое снесли в ночь с 16 на 17 августа, в планы реконструкции не вписывалось.

Так раньше выглядел вокзал платформы "Рабочий поселок". / В. Струнин/wikimedia.org

Надо сказать, что в последнее время вокзальный павильон на "Рабочем поселке" находился не в лучшем состоянии. Но при этом оставался памятником послевоенной архитектуры, его стиль соответствовал застройке прилегающего района.

Вместо вокзала билеты на "Рабочем поселке" теперь продают здесь.  / Артем Локалов

В "Архнадзоре" в разговоре с корреспондентом "РГ" отметили, что заявка на придание вокзалу официального статуса памятника была подана 24 июля.

- Мосгорнаследие подтвердило, что сообщило РЖД о том, что здание обладает признаками памятника, - сказал координатор "Архнадзора" Юрий Егоров. 

Но на момент сноса вокзал на "Рабочем поселке" памятником не являлся. Этим и воспользовались.

Егоров признает, что на ситуацию с этим станционным зданием поздно обратили внимание:

- Такие проекты тяжело обсуждаются с общественностью. Знай мы, что подобное может произойти, начали бы работать раньше.

Похожая ситуация была в 2012-м с деревянным вокзалом на станции "Ильинское". Это тоже Белорусское направление, так называемая Усовская ветка. Постройка 1935 года являлась на тот момент последним вокзалом дачного типа во всей стране. Его заявили на охрану. И вскоре после этого приехал экскаватор и сломал вокзал.

Экскаватор на месте сноса вокзала. / Артем Локалов

Зачем сломали кирпичный вокзал на "Рабочем"? Идут строительные работы по организации скоростного движения пригородных поездов от Белорусского вокзала до станции "Одинцово".

Сейчас в черте Москвы также реконструируют платформы "Фили" и "Сетунь". Так что пассажиры вскоре смогут насладиться скоростью. Но не видом старинного вокзала.

Но одно другому вряд ли бы помешало, если бы изначально опубликовали концепцию развития Белорусского направления. А теперь, когда проект утвержден, вносить изменения слишком дорого.

Рядом с "Рабочим поселком" - вокзал станции "Кунцево", построенный в 1874 году. Его тоже могут снести?

Вокзал станции "Кунцево". / Артем Локалов

В "Архнадзоре" за это здание не переживают, так как оно охраняется законом как региональный объект культурного наследия. И все же отмечают, что следят за ситуацией.

Кунцевский вокзал, построенный в стиле модерн Иваном Струковым (он спроектировал и Брестский, впоследствии Белорусский вокзал), - одно из самых примечательных вокзальных зданий Москвы.

Правда, сейчас "Кунцево" переживает не лучшие времена. Вокзальное здание практически не используется, в нем торгуют цветами. А в начале XX века кунцевский вокзал славился, в том числе, буфетом, где, как пишет исследователь Москвы Лев Колодный, "можно было хорошо закусить и пообедать". Местные жители так и говорили: "Из Кунцева голодным не уедешь". Теперь по соседству только хинкальная...

А вот по поводу будущего вокзала станции "Фили" опасения есть. Это конструктивистская постройка 1930-х еще цела. И это единственный вокзал в таком стиле в Москве и области.

Оригинальные буквы на вокзале станции "Фили" утрачены.  / Артем Локалов

Пока он лишился только оригинальных букв на фасаде с названием станции. Буквы, исполненные в конструктивистском стиле, заменили на используемый теперь к месту и не к месту древнерусский стиль.