24.08.2017 17:00
    Поделиться

    "Тюльпанная лихорадка": костюмная драма о человеческой дурости

    Как-то раз, давным-давно, жители Голландии серьезно помешались на цветочках, которые принято дарить женщинам на 8 марта. Стали вдруг их бешено скупать, выращивать, продавать, снова скупать. Цены росли геометрически, на одну луковичку можно было купить карету S-класса. Организовывались подпольные биржи, одни там богатели, другие проигрывались. А потом все лопнуло, и все, кто не успел, что называется, уйти в кэш, остались ни с чем.

    В истории, российской - в том числе, подобных аномалий всегда было полно, и вряд ли они когда-нибудь иссякнут, поскольку вряд ли когда-нибудь высохнет фонтан человеческой глупости. Предугадать мозговые сбои нельзя, оттого и случаются всякие идиотские вещи на всех уровнях бытия, от сугубо личностного до экономического. Что и показывает наглядно фильм "Тюльпанная лихорадка".

    Сами известные вышеописанные события XVII века проходят фоном, тогда как в центре внимания - того же порядка история. Пожилой богатый купец Корнелис (Кристоф Вальц) берет в жены Софию, смуглую молодуху-сиротку из монастыря (Алисия Викандер). Та взаимно влюбляется в юного художника Яна Ван Лоо (Дэйн ДеХаан). Корнелис мечтает о сыне, но что-то у Софии никак не выходит. Зато выходит у служанки их, Марии (Холлидей Грейнджер), успешно оплодотворенной продавцом рыбы Вильямом (Джек О'Коннелл). Однако последнего в результате нелепого и грустного стечения обстоятельств прямо из кабака забирают во флот.

    Предприимчивая сиротка, поразмыслив, придумывает, как решить все проблемы разом: одновременно обмануть муженька, дать ему, чего он хочет, помочь бедной Марии избежать участи матери-одиночки и самой сбежать с вожделенным мордописцем. А пока хитрый план неверной супруги потихоньку претворяется в жизнь, ее любовник пытает счастья на тюльпанной бирже с целью обеспечить дальнейшее безбедное будущее.

    В теории все вроде гладко и приятно, как в грандиозных проектах господина Мавроди. Но почему проекты Мавроди всегда заканчиваются так, как заканчиваются? Потому что люди слишком редко задаются вопросом: не рублю ли я прямо сейчас самозабвенно под собою сук? Не творю ли, иными словами, какую-то дичь?

    Вот Корнелис. Хороший же мужик на самом-то деле. Всегда добр с женой, ни в чем не отказывает, любит искренне, да и не такой уж старый. Единственное - слишком часто вслух называет свой пенис солдатиком. Но мало ли у кого какие недостатки. Или Ван Лоо, влезающий по уши в долги ради призрачного шанса разбогатеть на сомнительных махинациях с растениями. Дикость.

    Нет, конечно, не только ради денег все это затевается, а ради любви в основном. Которая тоже - мозговой сбой, порождение стихии хаоса, олицетворяемого в данном случае мимолетным персонажем Кары Делевинь. А хаос - штука мощная, необуздываемая. Схватит, щупальцами оплетет, и не успеешь оглянуться, как единственный шанс на спасение - сила воли матерого алкоголика. Это самый напряженный, кульминационный момент фильма: Заку Галифианакису нужно добраться из точки А в точку Б и обратно, по дороге не напившись. Более искусно налаженную эмоциональную связь с героем трудно представить.

    Комедийная драма о беспредельной дурости "Тюльпанная лихорадка" в глубины психологизма не забуривается и драматургию особенно скрупулезно не выстраивает. И суровую правду жизни - о том, что надо почаще голову включать, - продвигает не до победного. В смысле - на совсем не счастливую развязку нахлобучивает хэппи-энд: дескать, люди-то глупые, но добрые ж внутри, если приглядеться. Компенсацией некоторой поверхностности служат общая стремительность повествования, легкая эротика, красивые старинные наряды, россыпь звезд и легкий юмор. И компенсация эта видится вполне адекватной при условии не слишком высоких ожиданий.

    4.0

    Поделиться