18 минут на автобусе от станции метро "Парк Победы" - и ты в другой стране. Наукоград "Сколково", наша Кремниевая долина. Красивые дома - разноцветные, напоминающие кубики Рубика, деревья, пруд. Прозрачный воздух. Мозги здесь должны работать как заведенные, даже без всякой музыки.
Прошлогодний, первый, сколковский джаз-фест удался на славу, но в общем мало чем отличался от любого другого опен-эйра. Вот в прошлом году был и джазовый трубач Тиль Бреннер, и хипстерская группа Tesla Boy. В этом - тоже салат из жанров, но добавили интересную образовательную программу. Вот академический коллектив Musica Viva заканчивает выступление и на сцену поднимаются журналист Александр Архангельский и нейролингвист Татьяна Черниговская. И Черниговская - гвоздь программы: море слушателей, молодые девушки осаждают Татьяну Владимировну с просьбой дать автограф и сфотографироваться.
Музыкальная часть составлена так, чтоб было понятно: современному артисту без технологий никуда (как сюда затесалась вышеупомянутая Musica Viva непонятно, ну да ладно). Любимец хипстеров Антон Маскелиаде делает из сэмплов и шума довольно сложные композиции с визуальным рядом. Один человек - целое шоу. Молодой коллектив Jekka - пять голосистых девушек, работающих в условном жанре world music: русские народные напевы с электронным аккомпанементом. Идея не нова, но у них получается свежо, искренне и публику заводит. Самые сильные моменты, правда, когда ухающая электронная "бочка" отодвигается на второй план и прекрасные голоса девушек - кто-то из них звучит как молодая Инна Желанная! - образуют изумительное многоголосие. Из этой же плеяды Яна Блиндер, певица и автор песен, прославившаяся после работы с группой "Браво". Нет, она не "новая Жанна Агузарова", и слава богу; прекрасный прозрачный голос, интересные песни, современный саунд.
Фестиваль закрыл традиционный мейнстрим-джаз - биг-бэнд Игоря Бутмана. Перед ним, слегка окропленный дождем, выступал 29-летний пианист-виртуоз Кристиан Сендс. Уже знакомый московским джазфанам по выступлениям с басистом Крисченом Макбрайдом.
Кристиан Сендс, пианист-виртуоз
Джазу чужды новые технологии. Так ли это?
Кристиан Сендс: Нет! Музыка и технологии неразрывно связаны. Одно влияет на другое. Лет триста назад еще не было рояля, были клавесины. С изобретением пианино, на котором можно варьировать громкость звука, характер исполнения изменился. Появилась новая музыка - романтики. Когда в 70-е изобрели электрическое пианино, родился джаз-рок.
Но ты играешь с вполне традиционным акустическим трио...
Кристиан Сендс: Только на первый взгляд. У меня рояль со звукоснимателем, который позволяет передать звук всего инструмента. Это не новая разработка, но ее довели до высокого уровня. Со звукоснимателем весь мой рояль звучит, тогда как обычный микрофон снимает только удар молоточка по струнам. И микрофон ловит посторонние шумы, ветер, а у меня теперь таких проблем нет.
Ты наверняка любишь компьютеры и гаджеты?
Кристиан Сендс: Не то слово! Я, можно сказать, вырос с компьютерами. Моя мама - программист высокой квалификации. Воспоминание детства: мама в наушниках, с микрофоном, перед огромными мониторами, по которым бегут цифры и буквы. Как в "Матрице"!
Но все равно выбрал играть на традиционном рояле.
Кристиан Сендс: Чтобы играть, нужно учиться по-настоящему, пройти традиционную школу. Я разучивал Баха, Рахманинова, рэгтаймы, блюзы рабов и так далее. Сейчас благодаря Интернету вся музыка доступна, и музыкант должен слушать все, что было до него. Сегодня ты не имеешь права быть невеждой: технологии строят будущее, но человек сохраняет прошлое.