"Гоголь. Начало": русская история ужасов

"Гоголь. Начало", самая громкая премьера осени по версии футбольного комментатора Георгия Черданцева, открывается крупным планом лошадиного зада. Уже неплохо. Но дальше все еще чудеснее. В первой же сцене является верховное зло - гибрид всадника без головы, Назгула и темного мага из какой-нибудь RPG, верхом на адском коне и с рогами, вырастающими из спины. Зло зверски зарубает трех чумазых разбойников и высасывает кровь из голой девушки.

Что это за монстр такой и зачем губит голых девушек в лесах близ Диканьки, из "Гоголя. Начало" узнать невозможно. Потому как это - только первые два эпизода сериала. Еще три выпуска по два эпизода покажут с интервалом в полтора месяца в кинотеатрах до конца 2017 года. А в 2018 году все восемь серий можно будет посмотреть по телевизору. Такая вот оригинальная стратегия.

Меж тем загадочные убийства в глубинке едет расследовать агент ФБР… то есть, простите, следователь Яков Петрович Гуро, прихватив с собой Николая Васильевича Гоголя. Гоголь еще совсем молод, делает первые шаги в писательской карьере, по его мнению - крайне неудачные. Экземпляры поэмы "Кюхельгартен" он скупает и топит ими печку, регулярно опрокидывая в себя бутылку. В свободное от этого увлекательного занятия время он служит писарем при убойном отделе царской полиции, притом на каждом месте преступления падает в обморок, выводя на бумаге таинственные слова. Так Николай Васильевич, кстати, и знакомится с Яковом Петровичем - тот, став свидетелем очередного такого обморока, замечает, что слова те - не бред, а кое-что важное значат, надо только правильно их интерпретировать. И находит сверхспособность будущего великого литератора чрезвычайно для дела полезной.

Сыщика Гуро играет Олег Меньшиков, да так, что замени сыщика Гуро на Эраста Петровича Фандорина - и никто особо разницы не заметит. Это, конечно, ни в коем случае не минус - Фандорин у Меньшикова в "Статском советнике" был крут. Но его, по крайней мере, в дебютных двух часах сериала из восьми, немного. Хотя, судя по завершающим кадрам, впоследствии Гуро еще даст всем прикурить.

Главный же герой в исполнении Александра Петрова - гораздо любопытнее. Бледный, неуверенный в себе, припадочный Гоголь частенько видит всякое странное - то во сне, то наяву. Всего 12 раз (плюс-минус) на протяжении "Начала". Глюки имеют для сюжета большую ценность: именно из них исходит львиная доля информации, необходимой для дальнейшего развития истории. Напьется, бывает, Николай Васильевич, рухнет посреди улицы, а перед глазами видение: Таисия Вилкова в роли помещицы Лизы улыбается. Неплохо бы, значит, к ней наведаться.

Тут немного следует сказать о второстепенных персонажах. Помещица Лиза - жена помещика Данишевского, терзаемая загадочным недугом. Проживают оба там же, в окрестностях Диканьки, в огромном замке и явно что-то скрывают. Местный шериф по фамилии Бинх (Евгений Стычкин) - тоже что-то скрывает и гостям из столицы не рад. Врач Бомгарт (Ян Цапник) - страдает алкоголизмом, но дело свое знает, был сослан в глушь "за диссертацию", излишне прогрессивную, видимо, оттого и пьет. Вакула (Сергей Бадюк) - гороподобный кузнец с талантом к живописи и маленькой дочуркой. Слуга Гоголя Яким (Евгений Сытый) - добродушный и прямолинейный. Мертвая дочь мельника Оксана (Юлия Франц) - приходит иногда к Гоголю с целью попросить помощи, что-нибудь сообщить, а иногда и просто переспать. В основном, вероятно, необходима в качестве потустороннего наставника. То есть чтобы произнести дежурное "ты избранный" и выдать соответствующие ЦУ.

Как детектив, пусть бы и мистический, "Гоголь" рассматривать не стоит. Потому что детектив из Гоголя - так себе. Он скорее экстрасенс. Понятно, что некроколдуны и техномаги у нас тоже якобы преступления распутывают, чему на известном канале не видно конца. Однако все ж как-то не очень хочется видеть русского классика в подобном образе. Тем более, когда герой детектива добывает сведения из галлюцинаций, это форменное ходульное безобразие, а не детектив.

А вот как хоррор класса "Б" - вполне себе. Обнаженка, расчлененка, деревенское фэнтези с хохочущими ведьмами-призраками, параллельная вселенная духов, демонов и каких-то существ с щупальцами, инфернальный Пушкин (Павел Деревянко) - полный жанровый фарш, которому ни сценарные глупости сильно не вредят, ни общая беднота и криво нарисованные, расплывчатые задники на общих планах. Если и дальше в том же ключе все пойдет, то у нас будет бюджетненькая, но веселая и симпатичная "Русская история ужасов" с отсылками к биографии и произведениям Гоголя. На фоне "Невесты" Подгаевского и прочего безрыбья - поди плохо.

3.5