издается с 1879Купить журнал

Пустые хлопоты

Жители деревни Пустой Ярославль во Владимирской области, не дожидаясь дорожников, сами начали строительство дороги.

06 сентября 2017

Пустому Ярославлю в этом году - 513 лет. И все это время жители добираются сюда по грунтовой дороге. Во время дождей она становится практически непроезжей. И это - большая проблема. 

Из-за отсутствия регулярного сообщения с остальным миром, Пустой Ярославль к концу 1980-х пришел в упадок - в деревне не оказалось ни одного зарегистрированного жителя. Но летом, в сухую погоду, когда в деревню можно проехать, жители всякий раз возвращались в свои дома из Владимира, что в 30 километрах отсюда. Уже как дачники.

Пустой Ярославль в 1960-х. / Артем Локалов

В Пустом Ярославле вообще упрямый народ. Жители не бросали свою деревню (в ту пору, возможно, село) ни во время монголо-татарского ига, ни в конце 1980-х, когда деревню хотели снести и устроить тут танковый полигон. Не бросают и сейчас. Так что Пустой Ярославль - не пустой.

Название это, как рассказывают, закрепилось как раз в ту пору, когда в окрестностях Владимира и Суздаля хозяйничали кочевники. Будто бы наместник хана отвечал в донесении предводителю, что после того как по селению прошлось полчище, в нем стало так же пусто, как и у хана, опустошившего к тому времени город Ярославль.

Праздничное гуляние в Пустом Ярославле. 1950-60-е. / Артем Локалов

С тех пор в Пустом Ярославле много чего появилось. Мобильная связь; бензиновые косилки и пилы, с которыми местные отбиваются от напирающих с брошенных полей травы и леса; внедорожники - на них пытаются победить дорогу. Но и вездеходы все равно вязнут в здешней грязи. И это, как следует из "Материалов для оценки земель Владимирской губернии" 1897 года, не случайно.

Там со слов крестьян Пустого Ярославля записано, что здесь "земля после дождя лубенеет, затем сильно растрескивается". Тот же отзыв давали и крестьяне соседней деревни Фуфайки (Малый Ярославль тож), которые пахать все же предпочитали именно в сухую погоду, так как "в сырое время лошадь сильно "вязнет".

Дорога в бывшем Барском саду до ремонта, который начали жители. / Артем Локалов

Чтобы железные кони не вязли в здешней грязи, жители Пустого Ярославля сами строят дорогу. Средств хватает на строительный бой и аренду грейдера. Но спустя год, проложенная дорога, как правило, тонет в грязи. И приходится начинать строительство заново.

- Нам бы щебенки и песка с глиной, - мечтают местные жители. И на своих уазиках и тракторе, а так же с помощью совковых лопат выравнивают насыпанные на дорогу куски бетона, битый кирпич и прочий строительный мусор.  

Ремонтируют дорогу при помощи личного автотранспорта. / Артем Локалов

Но местными жители являются не вполне, так как прописаны, как правило, в городе.

В Пустом Ярославле же сейчас официально зарегистрирован один человек. Поэтому вести сюда дорогу, очевидно, считают нецелесообразным.

Получается замкнутый круг - жить все время тут нельзя, потому что нет дороги. Дороги нет, потому что тут почти никто постоянно не живет. 

Так выглядел участок дороги до ремонта.  / Артем Локалов

Но в мае этого года Суздальский районный суд все-таки обязал администрацию Суздальского района в течение полутора лет привести автомобильную дорогу Козики - Петраково - Пустой Ярославль в соответствие с требованиями ГОСТ. Это значит "дорога с гравийным покрытием или асфальтной крошкой".

Крошка! Как же по ней здесь скучают... Вообще-то по такому маршруту придется делать крюк, зато по такой дороге можно будет проехать всегда.

Для стройки дороги используют строительный мусор. / Артем Локалов

Когда дорожники приступят к строительству (и приступят ли вообще), в администрации Новоалександровского сельского поселения не отвечают. Глава администрации Елена Кашина очень занята.

Поэтому жителям Пустого Ярославля пока приходится обходиться своими силами.

Мост через  речку Колочку, например, давно требует ремонта. Этим летом рядом с ним администрация поставила красивую табличку. На ней сообщается, что это - пожарный водоем...

Мост через речку Колочку (справа) и проезд для крупного транспорта вброд (слева). / Артем Локалов