Между тем, к примеру, ожидалось, что депутаты Тюменской областной Думы еще весной утвердят границы буферной зоны на подступах к региональному центру. Но они не решились, изложили свои мотивы в специальном постановлении. Его, в свою очередь, посчитали юридически необоснованным эксперты Общероссийского народного фронта и попросили прокуратуру проверить документ на соответствие букве закона. Судя по реакции надзорного органа, облдуме в ближайшее время предстоит заново обсудить вопрос. Что же мешает Тюмени, да и не только ей, "опоясать" себя?
- Поясните популярно, зачем нужны эти ЛЗП - лесопарковые зеленые пояса? - попросил я лесоустроителя Александра Логинова.
- Очевидно, это попытка остановить, предотвратить в будущем интенсивные вырубки вблизи городов с загрязненной атмосферой, - отвечает специалист. - В лесных массивах все больше проплешин, просек. Кое-где "стрижка наголо". Браконьеры есть, однако, как правило, деревья у нас пускают под топор на легальных основаниях - с официальными разрешениями на строительство коттеджей, многоквартирных домов, добычу полезных ископаемых, прокладку коммуникаций, автотрасс и тому подобного. Иногда в санитарных целях.
О тотальном запрете хозяйственной деятельности в "поясах" речь, разумеется, не идет - не заповедник же. Что позволено? Развивать транспортную и электросетевую инфраструктуру, строить здравницы, турбазы, школы, спортивные объекты, разрабатывать месторождения минеральных вод и лечебных грязей. Табу конкретизировано в упомянутом выше приказе минприроды. Воспрещается применять токсичные химпрепараты, пестициды, размещать отходы, складировать удобрения, добывать что-либо помимо "лечебных ресурсов". Здесь не должно быть не только промышленных предприятий, но и животноводческих ферм.
Близ Тюмени лесов, к счастью для нее, еще изрядно. Часть их отнесена к особо охраняемым природным территориям. А часть, так скажем, - к осваиваемым. Допустим, пригодным для устройства песчаных карьеров. Участки, откуда берут песок или где его предстоит добывать (в соответствии с уже выданными лицензиями), не подлежат включению в ЛЗП. Это десятки месторождений. Бизнес такой подход устраивает: резкая смена правил игры подрывает предпринимательство.
Так что обозначить четко контуры ЛЗП непросто, пояс условен. Во-первых, в черновом варианте вообще получилось полукольцо - этакая дуга в границах Тюменского района. Во-вторых, она представляет собой множество оторванных друг от друга, зато отвечающих требованиям закона зеленых островков. Между ними дороги, трубопроводы, карьеры, свалки - санкционированные и стихийные, наделы, изъятые или зарезервированные для госнужд, жилищного строительства...
В начале года, когда обсуждался региональный законопроект о ЛЗП, о проблемах никто публично не заявлял. Экологи, профильные подразделения исполнительной власти, местные парламентарии дружно одобрили документ, процедурные вопросы решались споро. После обращения группы сибиряков в Общественную палату региона та не замедлила провести слушания. На них 89 участников проголосовали "за", трое воздержались. Согласно регламенту, палата направила в областную Думу ходатайство. Депутаты предложили оценить черновую карту-схему ЛЗП совокупной площадью 87 тысяч гектаров специалистам из числа чиновников. Они восприняли проект с нескрываемым скепсисом. В итоге ходатайство не удовлетворено, заявителям объявлено о необходимости его доработки.
Что смутило управленцев, против чего они возражают? Много вопросов по тем же свалкам - их в предполагаемой зеленой зоне предостаточно. Департамент недропользования и экологии готов взяться за их ликвидацию, но требуются время и деньги. Кроме того, муниципальные образования, прежде всего Тюмень, тревожатся: как им в перспективе расти вширь, не нарушая прописанных в законе ограничений? Депутат Владимир Ульянов хочет понять, почему общественники включили в зону ограниченного режима недропользования городской водозабор, участки, отведенные под строительство мусороперерабатывающего завода, домов для многодетных? И какова судьба 56 лицензий на освоение недр? Руководство департамента лесного комплекса пришло к выводу: предварительно следует провести инвентаризацию "поясных" лесов. Обойдется она, по словам главы депутатского комитета по экономической политике и недропользованию Инны Лосевой, в полмиллиарда рублей. Столько же потребуется на вывоз мусора и рекультивацию загаженных земель. Ну а распорядители казны холодно замечают: в смете расходов эта сумма не заложена.
В итоге Дума попеняла общественникам на "отсутствие финансово-экономического обоснования", признала документ сырым и вернула подателям.
По мнению руководителя лесного отдела Гринпис России Алексея Ярошенко, создать лесопарковый зеленый пояс "осмысленной конфигурации" нереально из-за множества ограничений и мутности процедур. С ним не согласны активисты ОНФ. При желании довести дело до финишной точки можно достаточно быстро, считает член регионального штаба народного фронта Альберт Фахрутдинов.
- Но ощущается мощное сопротивление, инициативу Общественной палаты отвергают - во многом под надуманными предлогами. Вот мы слышим о 24 несанкционированных свалках. А ведь их ликвидация - прямая обязанность органов исполнительной власти, - говорит Фахрутдинов.
Он подозревает, что "тормозной башмак" на пути продвижения законодательного акта подкладывают лица, чьи коммерческие интересы пострадают при появлении ЛЗП. К примеру, заинтересованные в росте объемов добычи песка. Его сбыт гарантирован, равно как и барыши от продаж.
- Создание зеленого щита должно подстегнуть местные власти к устранению выявленных экологических нарушений. Ссылаться на них, мотивируя отказ в формировании лесопаркового пояса, - это нонсенс, - полагает координатор центра общественного мониторинга ОНФ по проблемам экологии и защиты леса Дмитрий Миронов.
Тюменские депутаты не принимают упреков, предлагают "перейти от эмоций к конструктивному диалогу, к совместной работе". Посмотрим, как будут развиваться события.