Новости

07.09.2017 14:30
Рубрика: Общество
Проект: В регионах

Символы вместо звуков и картинок

Жизнь слепоглухих детей и их родителей попытались сделать чуточку легче
В августе в Кстовском районе Нижегородской области работал удивительный образовательный лагерь - он так и назывался: "Дом удивительных людей". В нем собрались 17 ребят с врожденными патологиями (8 из них - с одновременным нарушением слуха и зрения) и их родители из разных регионов России, психологи, дефектологи и волонтеры.

Общаться можно не только словами

Корреспондента "РГ" сразу приглашают на семинар для педагогов, работающих с особыми детьми.

- Когда к нам приходят родители, первое, с чего они начинают: "Научите нашего ребенка говорить", - объясняет Ирина Саломатина, кандидат психологических наук, доцент, член экспертного совета фонда "Со-единение" (негосударственный благотворительный фонд поддержки слепоглухих. - Прим. ред.). - Это самое главное, ведь сидеть и лежать можно научить и собачку. А вот речь - признак человека. Общаться не обязательно словами. Вслед за нидерландским специалистом Яном ван Дайком, разработавшим способ общения со слепоглухими, мы пользуемся системой "предмет - символ". Каждое утро ребенок умывается мылом, значит, кладем кусок ему в коробку, предметы из которой обозначают то, что делает ребенок по утрам. От частых повторений у него возникает связь конкретного предмета с действием. Так же и со стаканом воды. Он подходит с ним - и я понимаю, что он хочет пить.

По мнению эксперта, важно, чтобы со слепоглухим ребенком в детском саду и дома разговаривали на одном "языке". Например, в детсаду в коробку, обозначающую обед, можно положить крышку от кастрюли, потому что дома он любит залезать в кастрюлю с супом чуть ли не с головой.

Ощущения на ощупь

Календарь погоды можно сделать из бумаги - бархатной и другой текстуры. В контейнер, обозначающий начало недели, к примеру, можно положить наждачную бумагу: понедельник - день тяжелый, а на воскресенье - мех.

- Например, одному мальчику в коробку на пятницу клали курительную трубку, от которой ужасно пахло, но уже с утра ребенок прижимал ее к груди, зная, что все выходные он проведет вместе с папой - вечером он обязательно за ним приедет, - продолжает Саломатина. - Так в определенный момент дети набирают свой словарь, и тогда создается универсальная система общения. Если ребенок летом несет вам коньки - значит, ищите каток, иначе он больше не проявит инициативу и будет как кактус в горшке молчать. Мы и сами знаем, когда его полить, но диалога не получится.

По словам психолога, также слепоглухим детям можно завести альбом и вклеить туда предметы, которые хранят воспоминания. Например, из похода к реке принести ракушку, из контактного зоопарка - билет. Потом дети смогут показать это маме и таким образом рассказать о своих воспоминаниях.

- Однажды британский специалист Норман Браун с сыном Стивеном, который переболел внутриутробной краснухой и имел грубые психофизические нарушения, уже стояли на пороге дома и собирались идти гулять, - приводит пример Саломатина. - Вдруг мальчик побежал в спальню и долго не возвращался. Тогда папа пошел за ним и увидел, что тот сидит на постели с дневником воспоминаний и, счастливый, переворачивает страницы. Что именно он помнит, не докопаться. Но это его впечатления от прошлого, и они у него вызывают улыбку. Это поле для общения.

Не странные, а удивительные

С педагогической площадки переходим к Юлии Кремневой, маме двоих детей. Старшая, 11-летняя Соня, у которой дисграфия (нарушение письма) и дислексия (нарушение процесса чтения), очень общительная: здоровается, протягивает руку, рассказывает о себе и о том, чем занимается в "Доме удивительных людей".

Кстати, по словам Юлии, сначала они хотели назвать смену "Дом странных детей", но потом передумали: здесь все удивительные.

Младшему Пете - восемь лет, он слепоглухой, но очень общительный и подвижный мальчик: буквально местная звезда. Тут же берет мою руку и нюхает - так он запоминает новых знакомых. Потом снова берет руку и подносит к ноге - просит почесать следы от укусов комаров. Таким образом познакомившись, Петя тащит за руку бегать по залу и гулять на улицу.

- Петя родился недоношенным, в 7 месяцев 7 января в роддоме N 7, - вспоминает Юлия Кремнева. - Его отправили в реанимацию Нижегородской областной больницы и подключили к аппарату искусственной вентиляции легких. Но выписали нас со словами: "Посмотрите, какой у вас красавец!" Когда мы через месяц показались специалисту, выяснилось, что глазки не реагировали: развилась агрессивная форма ретинопатии (отслоения сетчатки. - Прим. ред.) Оказывается, надо было раньше провериться у нейроофтальмолога.

Тогда в Нижнем Новгороде не было возможности помочь ребенку, пришлось ездить на обследования в Москву и на операции в Санкт-Петербург. В Северной столице Юлия с детьми полгода снимала квартиру. Кроме Пети на руках была еще трехлетняя Соня. Из родного города мама отправилась на операцию без направления. Пришлось буквально на коленях выпрашивать его в питерских поликлиниках. В итоге - 5 операций. Врачи сказали, что время упущено, нужно было приезжать месяц назад.

- Бывает, детей с подобными проблемами помещают в интернаты, где воспитываются умственно отсталые, - отмечает Юлия. - Но нарушения обычны для таких ребятишек, просто ими нужно заниматься.

Читает звуки по вибрациям горла

Когда пришла пора оформлять Петю в школу, вариантов не было: в стране только одно учреждение, где обучают таких детей, - Сергиево-Посадский детдом слепоглухих. Но потом она решила, что Петя должен быть рядом с ней - и он стал учиться в Большемурашкинской школе-интернате для слабослышащих детей.

- Петя учится у нас уже год, - рассказывает дефектолог-сурдопедагог Эльвира Алешина. - С пятницы до понедельника он находится, как правило, с няней Катей и мамой в доме, который они снимают рядом, так как Петю сложно возить на машине. Мы закрепили с ним календарь (занятия с каждодневными коробками, в которых лежат предметы-символы. - Прим. ред.), физкультуру, ритмику, прием пищи, гуляние. Он читает звуки по вибрациям горла, прислоняя кулак к моей шее, ведь каждый звук имеет свою тональность, а слово - ритмическую структуру. Недавно выдал что-то похожее на "ма-ма". Конечно, само слово он не говорит, но маму точно чувствует. Максимальная цель - освоить жизненные компетенции.

В лагере Петя даже учился рисовать и играть на пианино. Причем последнему его учила нижегородский педагог Ирина Решетникова, которая ослепла в шесть лет.

Его глаза - лабрадор Людвиг

Артем Абрамов из Чебоксар учится на втором курсе юрфака Чувашского госуниверситета. Он - инвалид с детства первой группы по зрению. Его глаза - лабрадор-поводырь Людвиг, любимец публики.

- Я даже хожу с ним на пары, - говорит Артем. - Он сидит всегда рядом. Однокурсники привыкли, тоже его любят. Но гладить посторонним я его не разрешаю, потому что у него должен быть только один хозяин. Здесь, правда, сделал исключение.

Алия и Руслан Гаделшины приехали из Казани с сыном Динаром, которому 2,5 года. У мальчика ДЦП, частичная атрофия зрительного нерва и нарушение слуха. Родителям помогает Люся, педагог-волонтер из Москвы. Через сверхмощные слуховые аппараты мальчик пытается услышать звуки окружающего мира. Что касается зрения, то реакция есть - это уже хорошо. Когда начнет говорить, станет понятно точно, что со зрением.

Прямая речь

Юлия Кремнева, руководитель программы развития региональных отделений Сообщества семей слепоглухих, организатор "Дома удивительных людей":

- Смена организована на средства Сообщества семей слепоглухих. Я считаю, что родители должны посильно участвовать в реабилитации ребенка. Каждый обязан быть максимально включенным в процесс. Что касается моего сына Пети, то я хочу попытаться организовать его будущее, поскольку понятно, что один он не справится и ему всегда будут нужны помощники. Сейчас, несмотря ни на что, я счастлива и желаю счастья всем, кто попал в похожую жизненную ситуацию.