"Мадам": деистическая французская мелодрама о социальном неравенстве

Любовь возрастных ограничений не приемлет, если верить поэтам, но вот с социальными классами все сложнее. Бывает так: немолодой мужчина лет за 50 с достатком сильно выше среднего (Майкл Смайли) влюбляется в простую горничную (Росси де Пальма) своих приятелей, тоже не бедствующих, приняв ее за шифрующуюся монаршую особу. А она мало того что не монаршая ни разу, так еще и внешности, скажем так, нестандартной.

Искренно ли чувство то, определить наверняка затруднительно. Скорее всего, все-таки да, но поскольку социальная пропасть, лежащая между влюбленными, становится для одного из них непреодолимым препятствием, то даже несмотря на незавершенность финала, предусматривающего, но не утверждающего твердо возможность счастливой развязки, красная цена такому чувству - три копейки.

История, поданная в фильме "Мадам", была бы не более чем реалистичным переложением сказки про Золушку, если бы не одна маленькая деталь: вихрь страстей, закруживший, затем разделивший и подвесивший в воздухе героев, был вызван не совпадением случайных факторов, а корыстным умыслом.

Третьеплановый персонаж, молодой писатель, пребывающий в творческом кризисе, коварной многоходовкой свел два одиночества, запустив цепную реакцию, чтобы посмотреть, что из этого выйдет, задокументировать и выдать за свою новую книгу. Таким образом, у картины появляется второй слой, представляющий отношения между творцом и реальностью с позиций деизма, то есть - усаживая творца на трон эгоистичного бога.

"Божественное" раскрывается и в другом побочном сюжете, причем еще более очевидно. Хозяин дома (Харви Кейтель), где служит горбоносая "Золушка" с библейским именем Мария, намеревается не от хорошей жизни продать доставшуюся ему в наследство "Тайную вечерю" кисти почему-то Караваджо (с другой стороны, почему бы одному благородному дону не перерисовать фреску другого благородного дона). Засвидетельствовать подлинность полотна должен специалист, который приглашается вместе с потенциальным покупателем на званый ужин.

За рюмкой аперитива сын хозяина по секрету сообщает ему, что вот эта таинственная незнакомка с орлиным профилем и обширными формами - принцесса инкогнито, и подстраивает все так, чтобы они сидели за столом вместе. Если кто еще вдруг не понял, специалист и незнакомка - это и есть главные герои. А званый ужин - аллюзия на "Тайную вечерю" со всеми отсюда вытекающими, включая будущее предательство любви, которая есть Бог. Неплохо для фильма, поначалу кажущегося незамысловатой мелодрамой с кучей привлекательных имен на постере.

3.5